Станислав Панин, 2023-09-17.
~~~~~~~~
Эранос (греч. ἔρανος, совместная трапеза, куда гости приносят что-то от себя) – международное интеллектуальное сообщество, объединявшее специалистов гуманитарного и естественнонаучного профиля, ставившее своей целью поиск вечного и неизменного ядра духовного опыта человечества.
Члены “Эраноса” собирались на ежегодные конференции в Асконе (Швейцария) с 1933 года по инициативе теософа и сторонницы идей Карла Юнга Ольги Фрёбе-Каптейн. Название «Эранос» было предложено Рудольфом Отто[i] (Progoff 1966, 309).
В собраниях “Эраноса” в разные годы участвовали Мартин Бубер[i], Жиль Квиспель, Анри Корбен[ii], Пауль Тиллих, Фридрих Хайлер[iii], Генрих Циммер[iv], Гершом Шолем[v] и Мирча Элиаде. Помимо специалистов гуманитарного профиля, во встречах “Эраноса” участвовали и ведущие естествоиспытатели своего времени, такие как физик Эрвин Шрёдингер.
Каждый год собрание “Эраноса” имело определённую магистральную тему. Материалы встреч публиковались в виде сборника “Ежегодник Эраноса” (нем. Eranos-Jarbuch), первоначально под редакцией Фрёбе-Каптейн. Примеры тем опубликованных томов позволяют составить общее представление о круге вопросов, интересовавших участников “Эраноса”:
Английское издание избранных томов ежегодника было осуществлено под редакцией известного исследователя сравнительной мифологии Джозефа Кэмпбелла.
Деятельность «Эраноса» способствовала развитию междисциплинарных исследований в области изучения религии и эзотеризма, оказала существенное влияние на феноменологию религии как научную программу в религиоведении, а также, через таких авторов как Элиаде, Кэмпбелл и др., сыграла особую роль в оформлении англо-американского подхода[i] в академическом исследовании эзотеризма.
Как отмечает Джеффри Крайпл, исследования, близкие к подходу “Эраноса”, имели важное значение в середине двадцатого века, позволив акцентировать внимание на повторяющихся паттернах в истории религий, однако начиная с 1980-х годов в академическом сообществе на первый план выходит альтернативная программа, основанная на контекстуализме, т.е. идее о том, что каждая религия должна рассматриваться исключительно в собственном культурном и языковом контексте, и конструктивизме, т.е. представление о религии как социальном конструкте, порождаемом конкретным обществом (Kripal 2014, 72).
Основываясь на этом взгляде, некоторые современные исследователи критикуют подход, характерный для “Эраноса”, за излишнюю увлечённость большими нарративами (масштабными теориями, претендующими на всесторонее объяснение человека, общества и природы) и некритическую приверженность перенниализму, т.е. представлению об универсальном, внеисторическом ядре всех религий, которое может приводить к недооценке особенностей конкретно-исторических форм религии.
Вместе с тем, можно утверждать, что эти программы не столько заменяют, сколько дополняют друг друга. Актуальные тенденции в исследованиях религии и эзотеризма свидетельствуют о возвращении интереса к теоретическим обобщениям и обсуждению философских проблем в рамках религиоведения и исследования эзотеризма. В этом отношении многие из идей, высказанных деятелями «Эраноса», сохраняют актуальность в настоящее время и, вероятно, будут востребованы в будущем. Однако возвращение к ним в современной науке возможно только с учётом критики, высказанной в 1980-e – 2010-е годы.
~~~~~~~~
Исходная версия этой статьи была написана в 2015 году в рамках работ по гранту РГНФ №15-33-01342.