Я взглянул на карту [APRS]. А потом нанес на карту [эхолинки]. А потом руками нанес туда все репитеры какие слышу и про какие слышал, долго отлавливая место установки по отрывочным сведениям, устаревшим на несколько лет.
И я скажу вам, что дело швах. Кому радио не интересно, может дальше не читать.
В общем, я уже писал об этом довольно давно, еще до того как получил позывной, теперь я это сделаю менее эмоционально и более подробно. Российская радиокультура не просто загнивает, она пребывает в зомбированном состоянии, я говорю это вам как социолог.
Об исторических причинах этого факта я скажу ниже, а пока изложу основания для такого заявления:
1. В среднем, из 10 радиолюбительских сайтов 9 нарисованы тошнотворно до невероятия, с полным отсутствием художественного вкуса и технологическими приемами эпохи второй половины девяностых. Это потому что большинство из них именно в ту эпоху и заброшены, и с тех пор ни обновлений, ни внятных владельцев не имеют. Более 80% всех внешних ссылок дохлые. Из внутренних ссылок дохлые порядка 40%. Это потому что бесплатные хостинги давно все передохли.
2. Большинство радиолюбителей (60-70%) хоть сколько-нибудь организованных и серьезно занимающихся этим делом старше 60 лет. Оно так по всему миру, но за рубежом это не 60-70%, а 30-40%.
3. Компьютерная грамотность у старшего поколения радиолюбителей не просто низкая, а ниже средней по их возрастной категории. Я в репитерах порой такую ахинею о компьютерах слышу, что у меня уши в трубочку сворачиваются.
4. Справочная информация для радиолюбителей, особливо касающаяся нормативных документов, устарела лет на двадцать, найти ее в сети невозможно.
5. Сравнение количества точек радиолюбительской инфраструктуры на территории России — репитеров, эхолинков, точек APRS — с тем же самым буквально через границу Финляндии или даже Эстонии… Про Германию я как-то молчу просто, там куда ни плюнь явный радиоклуб торчит. Оно не просто не в пользу России. Россия предстает как выжженая пустыня, по которой медведи ходят и отбирают у маленьких детей водку.
В общем невеселая такая картина.
Исторические причины такой картины достаточно причудливы. Культура радиолюбителей 70-80х годов базировалась на кружках ДОСААФ, поставлявших новые кадры и постоянно обновлявших ее, индоктринировавших молодежь в культуру, прививавших правила поведения и ценности. Радиолюбители жили бедно, воровали радиодетали с заводов чтобы хоть как-то продолжать свое увлечение, но их постоянно становилось больше. Они были среди пионеров всего электронного, что в этой стране вообще практиковалось.
Развал СССР не привел к краху радиокультуры сам по себе, отнюдь. Она вполне могла существовать и дальше, в ней была не только потребность но и большая социальная необходимость. Но на некоторое время приток новой крови прекратился.
И тут случилось разрешение CB для регистрации мимо существовавшей системы радиоразрешения. В США, в которых CB зародилось, оно не привело к такому результату, потому что радиокультура росла и плодилась постоянно, а гражданская связь появилась очень, очень давно. У нас же, ее появление пришлось на эпоху, когда финансирование клубов окончательно издохло, когда потенциальные радиолюбители были, а места где они могли стать радиолюбителями уже отсутствовали.
В результате, образовалась масса молодежи, которая не прошла никакой индоктринации в радиолюбительскую культуру, презрительно называющей радиолюбителей «паялами». Из этих лиц к настоящему моменту лишь 5% попало в радиоспорт классический, не более, и больше вероятно уже не попадет, так как CB окончательно и бесповоротно завоевано таксистами как система грошовой профессиональной связи.
Нет нужды говорить, что все эти люди про ценности радиолюбительства и его былую заслуженную славу просто не в курсе.
С распространением мобильной связи диапазон CB значительно поредел, как и поредела CB-культура. Все кому была просто нужна абы какая связь предпочли мобильные телефоны, а оставшиеся — теперь уже не такие малолетние, но так и не ставшие радиолюбителями люди — продолжили скучать в узком кругу.
Второй удар, помельче, который уже только подмел остатки, нанесло разрешение диапазона LPD, примерно по той же причине и тем же способом, только низкие мощностные параметры этих мыльниц привели еще и к тому, что с ними быстро наигрались и многие побросали.
В результате мы имеем радиолюбительскую культуру, которая практически не обновляется последние пятнадцать лет — уникумы вроде меня не в счет.
Эти люди уже не готовы осваивать новые технологии вроде APRS или Эхолинка, и вообще, поскольку их культура все это время не разбавлялась новыми людьми, отстали от мировых тенденций развития радиокультуры на эти самые пятнадцать лет. Это хранители огромного опыта, лежащего в основе всего что делалось после них, который они не могут никому передать или изложить, потому что некому, и потому что для его адекватного принятия требуется более серьезное погружение человека в дисциплину.
Радиокультура молодежи с LPD и вообще УКВ, пополняющаяся людьми, которым радиосвязь нужна для совершенно практических целей, или интересующимися радиомониторингом из других соображений, существует в вакууме и переизобретает вещи которые были придуманы двадцать лет назад, потому что не в состоянии даже просто найти оставленные предыдущим поколением сведения, чего уж там говорить о вытрясании их из стариков живьем – ведь они не очень любят этих стариков, а сами старики их попросту побаиваются, поминая недобрым словом лихие годы популярности CB.
Ремонтировать все это довольно тяжело. Восстановление клубов ДОСААФ уже невозможно и вообще не смешно. Единственным путем для восстановления радио является распространение старой радиокультуры, адаптация ее под возможности и требования времени.
А без интернета уже никак.
А они в массе своей им совершенно не владеют. Они только вот прямо сейчас открыли для себя Skype и для них это новость. А как они софт обычно пишут, это вообще удавиться — контрпримеры хорошего софта по пальцам пересчитать можно.
А компьютеры у них такие, что я такие уже просто выбрасываю, потому что класть некуда. Как они умудрились освоить PSK31 — ума не приложу.
А еще они просто вымирают.
А последствия уже начинают сказываться — из-за недостатка лиц с соответствующей квалификацией, радиосвязь на городских службах начинает загнивать и разваливаться, а на закупке нового оборудования отмывают деньги. А антенны для радиостанций ставят от радиотелефонов. Обкусанные кусачками чтобы за потолок не задевали.
А военная радиосвязь не просто страдает, а стала причиной огромного количества жертв в Чеченскую кампанию.
Меня не оставляет впечатление что все это случилось сильно преждевременно и неуместно. И что что-то еще можно сделать и восстановить.
Только вот как это сделать не имея вообще никаких ресурсов и веса в радиолюбительском обществе я ума не приложу.
◀️ 2007-08-12: Светлана Конец из Последнего переулка
⬅️ Tech: Наука о плохих контактах
▶️ 2007-08-14: Бубен цифрового мира
© 2001-2022 Eugene Medvedev. All rights reserved, not like that ever stopped anyone, or means anything when not backed up by a corporation.