Мне часто встречается словосочетание «недополученная прибыль», как будто оно действительно имеет какой-то экономический смысл. Но какой именно? Недополученной прибылью называются те (внимание!) **гипотетические** деньги, которые владелец авторских прав получил бы, если бы все, кто фактически потребили некий продукт культуры, платили бы за них запрошенную сумму.
Простейшие подсчеты показывают, что средний житель США в течение одних только суток совершает нарушений авторских прав на сумму порядка 14 миллионов долларов, согласно оценкам самих правообладателей. Сколько должен житель России — считайте сами; думаю что гораздо больше. Очевидно, что пяти квинтиллионов долларов в сутки в природе попросту не существует, и само понятие попросту дутое…
Но пойдем дальше. Предположим, вы нарезали из аниме клип на вашу любимую песню. Является ли он продуктом творчества? Несомненно. Но он состоит исключительно из объектов чужого авторского права, подлежащих охране, и, в данном случае, охране за ваш счет. Если вы его публикуете, во многих странах вы рискуете нарваться на неприятности. К счастью, это уже давно никого не останавливает.
Представьте ситуацию посложнее — вы приобрели большую коллекцию фигурок персонажей аниме и сняли с ними кукольный мультфильм, в котором сюжет, характеры персонажей и их имена не имеют никакого отношения к тем, чьи фигурки вы используете. Вы создали самостоятельное произведение искусства, которое… не может быть опубликовано по той же самой причине. Недавно так зарезали выход на DVD одного полнометражного фильма. Но тут можно договориться до того, что, заменив фигурки ложками и вилками, вы нарветесь на нарушение авторских прав дизайнера посуды! Что, думаете, абсурдно? Есть в моей копилке прецеденты похлеще.
Мы очень легко забываем о том, что любое произведение искусства на чем-нибудь основывается — на языке, на канонах жанра… Оно должно на чем-то основываться, иначе будет абсолютно никому непонятно и неинтересно. Полной оригинальности не существует. Почти все темы современной литературы, кино, и тем более аниме, впервые были подняты годы, десятилетия, столетия и тысячелетия назад. И все эти темы переосмысливаются, пережевываются и переснимаются на новый лад в наше время. Действительно новые идеи появляются на свет довольно редко.
Это не значит, что пережевывать плохо. Скорее наоборот, это необходимо, чтобы культура — целостный, сложный и путаный организм — отложила в мозгах следующего поколения что-нибудь разумное, доброе и вечное. Это тот самый способ, которым идеи размножаются и порождают-таки новые идеи. Чтобы родилась новая идея, нужен мозг, откормленный старыми.
И первейшая обязанность каждого человека перед следующим поколением – пережевать все то, что было проглочено в детстве и юности, и оставить потомкам то же самое, переосмысленное на основе собственного практического опыта. Опыт каждый год меняется, и мир всегда немножко иной, чем раньше.
Нарушение авторских прав — минус? Скорее, само авторское право, как оно применяется сейчас — минус… Мы наблюдаем общемировую тенденцию к ужесточению законодательства об авторском праве, одновременно с тем, как увеличиваются возможности к публичному творчеству у человека, необремененного деньгами на его тиражирование. Издатели чувствуют, чтоу них из-под ног выхватывают те самые виртуальные пять квинтиллионов, и лоббируют всё что могут. Плевать, что столько денег не бывает — даже проценты от них могут оправдать любую белиберду.
Этот конфликт не может разрешиться бескровно. Будут жертвы, уже есть жертвы. А вот о том, почему договориться так трудно, я расскажу в другой раз.
◀️ 2008-05-22: The Deconstruction of Suzumiya Haruhi
▶️ 2008-06-10: emotional flutter
© 2001-2022 Eugene Medvedev. All rights reserved, not like that ever stopped anyone, or means anything when not backed up by a corporation.