💾 Archived View for tilde.team › ~rami › lonely_soldier.gmi captured on 2024-12-17 at 10:47:24. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-09-08)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: "Одинокий солдат". Максим Молчанов
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 05/09/23
TIME: 00.00
LANG: ru, he
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: hebrew, Israel, life, jewish, IDF, ZAHAL, army
Максим Молчанов. Фото: соцсети
05.09.23 в 17:00 на военном кладбище Кирьят Шауль пройдут похороны 20-летнего репатрианта из Украины, солдата-одиночки Максима Молчанова, убитого в автомобильном теракте у КПП «Маккабим».
По израильской традиции, когда гибнет одинокий солдат, на похороны приходит вся страна - и социальные сети полны призывов проводить сержанта Молчанова в последний путь.
Это одна из традиций, объединяющих всех израильтян - «левые» и «правые», противники и сторонники правительства публикуют дату и место похорон одинокого солдата и призывают всех воздать ему последние почести.
Мэрия Герцлии, где жил Максим, сообщила, что его близкие приедут из Харькова на похороны, и организовала автобусы на кладбище Кирьят-Шауль, они отправятся от Шаар а-Ир в 16:00.
... Что такое "одинокий солдат" - попытаюсь объяснить ниже выдержкой из неопубликованного. Привожу с сокращениями.
(...)
Много-много лет назад подполковник Цвика Леви собирался встретить Шаббат в кругу семьи в киббуце Ифат. У Леви была непростая боевая судьба. Отец — военный из Баку, мама — польская еврейка, вся семья и родственники которой погибли в Освенциме и Биркенау (ее спасло только чудо). За плечами Цвики остались Шестидневная война, Война Судного дня, Первая Ливанская, операция «Мивца Шломо», во время которой он спасал эфиопских евреев; итого — двадцать пять лет службы в десанте.
Итак, он уже предвкушал спокойную субботнюю трапезу, когда в доме раздался резкий телефонный звонок.
— Цвика, — звонил его обеспокоенный и даже расстроенный коллега, — тут, прямо у «Тахана мерказит» (Центральной станции), на газончике расположились аж двенадцать наших парней. Не поверишь — им просто некуда податься на выходных. Похоже, они собираются провести здесь весь Шаббат!
Ну почему «не поверишь»? Цвика хорошо знал сложившуюся ситуацию. В начале века официальное количество «одиноких солдат», служащих в ЦАХАЛе, составляло уже несколько тысяч человек: в основном это были русскоязычные ребята из СНГ, репатриировавшиеся либо без семей, либо утратившие связь с родственниками. Да и не только из стран бывшего СССР, но и из Канады и США, Эфиопии, Европы. Типичная ситуация: молодой парень или девушка вначале едут знакомиться с Израилем по молодежным программам «Сэла» или «Наале», затем осуществляют «восхождение»-алию и, достигнув призывного возраста, отправляются защищать страну. И вы представьте сами их эмоции и ощущения: например, наступил день присяги — все сослуживцы буквально облеплены десятками счастливых родственников, а ты стоишь один, абсолютно один!
Впрочем, речь шла не только о дне присяги. Вечером перед Шаббатом все «открытые» военные базы мигом пустеют: радостные солдатики и солдатки отправляются на выходные в свои семьи. Там их ждут родительская забота, ласка и накрытый стол. И лишь одиночки вынуждены покидать расположение, чтобы отправиться на отдых в специальный «Дом солдата», мало чем отличающийся от родной казармы, да развлечься, насколько позволяют средства, в городе.
Как старый десантник, Цвика привык действовать молниеносно. Он запрыгнул в машину и, наплевав на нарушение строгих субботних правил, помчался на Центральную станцию. В его машине, увы, поместились всего шестеро, зато праздник они провели не в одиночестве. «Вы повстречали моего папу, и у вас теперь всегда будет семья», — пообещала тогда младшая дочь Леви.
Ее слова оказались пророческими. Добросердечный Цвика развил кипучую деятельность. Сперва он обратился в киббуцное движение: именно его жители, особенно люди постарше, отлично знают, каково это остаться без родственников. Вскоре нашлись около ста пятидесяти семей, которые смогли принять более семисот военнослужащих. А сегодня от желающих приютить парней и девушек попросту нет отбоя! Что еще особо важно: отношения, которые завязываются между приемной семьей и «усыновленным солдатом», продолжаются всю жизнь, ведь новые родители помогают и опекают своих «детей» и после армии.
Цвика не останавливался на достигнутом: он не стеснялся обращаться во все международные еврейские организации. И теперь, благодаря его заботе и настойчивости, каждый солдат-одиночка получал от абсолютно незнакомых людей со всего мира по три-четыре увесистых посылки в год; каждая из них, как правило, содержала новую «гражданку», туалетные принадлежности, сладкое (разве вы не в курсе, что солдат во всех странах мира почему-то жутко тянет именно на сладости?), но главное — теплое письмо, составленное сразу на трех языках: английском, русском и иврите.
Вы думаете, это все? Отнюдь! Задействовав всю знаменитую еврейскую хитрость и пронырливость, неугомонный Цвика находил для одиночек дешевые квартиры, электротехнику и мебель по минимальным ценам, а еще — способствовал прибытию в Израиль родителей солдат или их собственной поездке за границу к родственникам.
Когда у одной из подопечных обнаружился рак груди, Леви вложил свои деньги не только в лечение, но и оплатил визит ее родителей. Однажды, когда гору Хермон и Голанские высоты засыпало снегом, собрал сразу восемьдесят посылок и лично отправился в нелегкий путь с подарками. Цвика навещал своих «детишек» даже в тюрьмах и всеми правдами и неправдами добивался отмены или смягчения наказаний.
Всего у Цвики четверо своих детей (одна дочь умерла в молодости), зато целых пятеро усыновленных: мальчишка из Африки, солдат-бедуин, паренек из Украины и две девушки из России.
Когда некоторые недоумевают: «Цвика, зачем тебе все это?» — старый подполковник запаса неизменно отвечает: «Во-первых, это память о дочери, ушедшей совсем молодой. Во-вторых, эти ребята прибыли, чтобы служить в армии. И если они получат заботу и тепло, уверен: они пожелают остаться — учиться, работать, приносить стране пользу, быть настоящими израильтянами».
(...)
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.