💾 Archived View for academia.fzrw.info › ru › archives › 2236.gmi captured on 2024-08-25 at 00:05:40. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2024-05-10)
-=-=-=-=-=-=-
Станислав Панин, 2018-05-20.
~~~~~~~~
Этой весной «Путь»[i] («The Path»), один из лучших, на мой взгляд, сериалов, посвящённых теме НРД, завершил свой последний сезон, но это не значит, что религиоведам теперь нечего будет посмотреть. Весна порадовала нас сразу несколькими сериальными проектами, заслуживающими внимания, но главной новинкой, безусловно, стал мини-сериал «Уэйко» .
В основу «Уэйко» положена история реального религиозного движения, «Ветви Давидовой». В 1993 году общину «Ветви Давидовой» попытались взять штурмом агенты ATF из-за того, что на её территории нелегально хранилось оружие. В результате начавшейся перестрелки, 51-дневной осады и последующего штурма, который привёл к пожару, погибло более 70 человек, включая более двух десятков детей.
История «Ветви Давидовой» — один из самых ярких примеров того, как некомпетентность государства и нагнетание антисектанской истерии приводит к неправильным решениям и трагическим последствиям. Поэтому я думаю, что выход этого сериала чрезвычайно важен. Можно даже сказать, что в раскрытии темы НРД на телеэкране задана теперь абсолютно новая планка. Создатели аккуратно подходят к историческим реалиям, пытаются продемонстрировать логику обеих сторон и не демонизируют ни тех, ни других. Сериал основан на свидетельствах очевидцев событий, бывшего агента ФБР Гэри Носнеа, участвовавшего в осаде, и члена «Ветви Давидовой» Дэвида Тибодо, находившегося в 1993 году в окружённом здании вместе со своими единоверцами. Оба были приглашены консультантами при съёмках фильма, выход которого приурочен к 25-летию трагедии в Уэйко. Причиной трагедии в интерпретации создателей сериала оказывается фатальное непонимание и неготовность понять другого, а также неосведомлённость неспециалистов (включая сотрудников спецслужб и государственных чиновников, на плечах которых лежат ответственные решения в этой сфере) о новых религиозных движениях.
Более того, в одной из серий сериала озвучивается устами религиоведа религиоведческая позиция относительно «культов», а именно: никаких «культов» не существует, нет ни одной организации, которая идентифицировала бы себя как культ — этот термин является всего лишь критическим ярлыком, который навешивается на тех, кто радикально отличается от нас, мешая понимать членов «культов» и их мотивацию. И, как оказалось, такое непонимание может обходиться очень дорого.