💾 Archived View for tilde.team › ~rami › br › br_book_044.gmi captured on 2024-03-21 at 16:22:50. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

⬅️ Previous capture (2023-12-28)

🚧 View Differences

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка и непослушная дочка

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/11/23

TIME: 03.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА И НЕПОСЛУШНАЯ ДОЧКА

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 44. РАСИСТ, СЕКСИСТ И МИЛИТАРИСТ

— Но давай опять о сути. Вот смотри, отдельные личности любят обвинять моего ламу во всех смертных грехах. И на мотоцикле гоняет, не разбирая дорог (а «настоящие» ламы обязаны благостно сидеть в кельях или чинно передвигаться на роскошных «Майбахах», оплаченных спонсорами), и на дискотеке может до утра протанцевать вместе с учениками (что вообще жуткое прегрешение!), и пива с ними попить. Да и на другие дикие поступки, типа прыжков с парашютом или резинкой-банджи, тоже горазд!

Я уж не упоминаю, что современная «политкорректненькая» публика обвиняет его во всяческих «-измах». Предпочитает лама, совсем как я, ходить в старенькой, но удобной армейской одежде, а не красоваться в бордовых занавесках и оранжевой юбке, — значит милитарист! Хотя Будда учил монахов, что яркие «духовные» облачения — не синоним слова «просветление».

Полагает, как и твой покорный слуга, что террористы всегда должны получать по заслугам, — милитарист уже дважды! Искренне считает, что отдельные страны обязаны сами обустраивать нормальную человеческую жизнь, а не садиться на шеи более благополучных народов; постоянно предупреждает о провале «политики интеграции» и опасности волны террора, берущего начало на Ближнем Востоке, — однозначно белый расист! Или… как там их? «Колониалист»? … Во!

Любит женщин, чего абсолютно не скрывает (и почему-то, о ужас, не спит с юношами!), да еще и относится к противоположному полу по-джентльменски, в лучших традициях старой доброй Европы, значит — конкретнейший «сексист»… И так далее. Видишь, сколько ярлыков сразу!

На этот бред можно не обращать внимания, ибо «гавкают только маленькие собачки, большим это не надо», — отшучивается он, поэтому я хочу остановиться только на одном сущностном обвинении — в «легковесности» наставлений, «буддизме-лайт», то есть в искажении Дхармы. А это, между прочим, дело серьезное! Но посмотрим непредвзято: какие именно практики дает он ученикам? И насколько они традиционны?

— Да я и так наслышана… правда издалека, — попыталась отбиться Варвара, четко отследившая, что я впал в полемический запал.

— Не-е, теперь не отвертишься! Давай-ка вместе позагибаем пальцы.

Первое — нгондро, или предварительные практики: сначала «Четыре мысли, меняющие ум», затем принятие Прибежища и взращивание бодхичитты, очистительная практика со Стослоговой мантрой, подношение мандалы и, как логическое завершение, — гуру-йога. Последние четыре — по сто тысяч раз. Традиционно? Однозначно, причем в полном соответствии с многовековыми канонами. А кто не верит, может взять любой авторитетный труд, например знаменитые «Слова моего Всеблагого Учителя» Патрула Ринпоче, признаваемые во всех тибетских школах, и сунуть туда любопытствующий нос!

Я загнул большой палец. А затем и еще два:

— Второе и третье. Из сугубо тантрических практик — краткое ежедневное призывание Махакалы, основного защитника Карма Кагью, и медитация с Ваджрасаттвой. Поскольку я знаком с другими линиями передачи и в состоянии адекватно сравнивать, заверю, что и здесь не наблюдается никаких изменений в сути практики.

Четвертое. Уже лет так сорок он проводит обучающие ретриты по пхове, переносу сознания в момент смерти. Сама знаешь: практика эта общеизвестна, широко применяется в других школах — и здесь придраться не к чему! Кстати, самым действенным доказательством служат физические результаты пховы, обретаемые тысячами учеников во многих странах мира.

— «Ежик резиновый шел и насвистывал дырочкой…», — насмешливо продекламировала Варя.

— Ага. Но не в боку, а в голове, — поправил я… — Далее следует пятое. Ретриты по воззрению Махамудры базируются на одном из аутентичных источников: семисотлетнем трактате Третьего Кармапы Ранджунга Дордже: лама цитирует и комментирует каждую строфу прямо по книге.

А ежедневная практика, гуру-йога Шестнадцатого Кармапы, основана на тексте, который даровал ученикам сам вышеупомянутый Кармапа. Есть еще и медитация на Восьмого Кармапу, и она тоже вполне традиционна… Сосчитала?

Варвара согласно качнула головой.

— Знаешь, я не люблю ввязываться во всякие споры, тем более, что-то доказывать, но с удовольствием поинтересовался бы у критиканов: «ну так и где здесь буддизм-лайт?» … «У-у, — завопили бы они, — так он кощунственно переводит и переделывает практики. И имеет наглость сокращать их!»

Вот смехота! Во-первых, он аутентичный лама с пятидесятилетним стажем, признанный и уполномоченный главами Кагью — Шестнадцатым и Семнадцатым Кармапами, а также вторым человеком в школе — Шамарпой, и волен выбирать личный стиль передачи Дхармы. Но главное — и тут, Варь, мы возвращаемся к предшествующему разговору, — он занят невероятно важной вещью: очищением практик от наносных элементов, над которыми мы только что весело подсмеивались. То есть дает ученикам самую суть — ньингтиг. С какой целью? Да чтобы учения были понятны даже в наш суетный и невротичный век… Значит расширить сущностную практику эдак страниц на сто, попутно полностью «замылив смысл», — благое деяние, да? А вот сократить до изначальной сути — это страшное прегрешение! Так получается?

Ведь чем занимались тибетцы более тысячи лет назад, когда прививали практики на местную лозу? Во-первых, быстренько перетолмачивали тексты на родной язык, чтобы любая садхана не была набором бессмысленных звуков, но оказывалась доступна даже неграмотному кочевнику. И этим благим делом были поглощены самые знаменитые ламы древности: Вайрочана, Марпа (которого так и прозвали: «Марпа-переводчик») и прочие. Во-вторых, точно так же поступали с именами всех будд, бодхисаттв, идамов и дакини: например, Ваджрасаттва стал Дордже Семпой и так далее. Так стоит ли попусту негодовать, что на западных языках последний называется теперь «Алмазный Ум», если это и есть его настоящее имя?

Не забудем и третье: тибетцы «подстраивали» практики под местные традиции и обычаи, включая в них, между прочим, бонские элементы, привычные простому люду. Ведь их применяли на протяжении тысячелетий — когда и буддизма-то не было.

Вот тебе конкретный пример. «Он переделал гуру-йогу Шестнадцатого Кармапы», — вопят недоброжелатели… Согласен, она слегка видоизменена. Но, поскольку я обладаю полным текстом этой коротенькой садханы, — если не веришь, Варь, дойди до алтаря: он хранится на самом почетном месте, — и испросил передачу-лунг лично у Семнадцатого Кармапы, то могу сравнить его с текущим вариантом… Что убрано оттуда? Первоначальное витиеватое призывание и расширенное посвящение заслуг. Еще — третьестепенная мантра взаимозависимого происхождения, относящаяся к системе сутры, но отнюдь не тантры.

Что осталось без изменений? Первое — «одномоментные», то есть непостепенные стадии зарождения и завершения, характерные, кстати, для Ану-йоги, а не для предшествующей ей Махааннутарайога-тантре (и это свидетельствует о высочайшем уровне этой практики!). И главное — мантра действия Кармапы! Что расширено и растолковано? Самая суть: момент слияния «трех ваджр» — просветленных тела, речи и ума Кармапы — с нашими собственными. Точка!

И я искренне считаю, что это невероятно сущностные и необходимые поправки, когда учеников сосредотачивают на смысле, не отвлекая на второстепенные детали. Я слышал, как сказал о ламе сам Кармапа… дай-ка припомню! … Ой, нет: боюсь переврать! Подожди малость!

Мне пришлось, кряхтя, подняться с насиженного места и, подволакивая занемевшую ногу, доковылять до алтаря и обратно. В домике было темно; из комнат доносилось мирное посапывание.

— Ага, примерно так: «Несмотря на то, что буддизм — не религия, за годы адаптации к разным культурам и традициям сложилось впечатление, что в нем есть какие-то ограничения. И я очень ценю в его работе — он показывает буддизм без ограничений. И думаю, это очень хорошо для людей. Конечно, многое зависит от времени, места, общества. И в разных странах буддизм должен быть представлен в соответствии с данными фактами. В противном случае, он может оказаться не помощью, а препятствием. Поэтому в прежние временам учителя старались излагать буддизм так, чтобы он соответствовал ситуации. Тот стиль, в котором он дает поучения, может показаться необычным и даже вызвать чье-то недоумение. Но когда мы смотрим на результаты, на то, какого уровня развития достигли его ученики, мы видим, что у них все идет хорошо — так же, как и у практикующих в прошлом».

Я наконец-то выдохся и умолк. Варвара деликатно прикрылась ладошкой и зевнула.

— Уже светает, — указала она на первые предвестники утра. — Давай-ка сделаем практику и двинемся баиньки.

— Маричи? — спросил я и сразу принял сидячее положение.

— Угадал! — обрадовалась Варя и переместилась на мою циновку.

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.