💾 Archived View for tilde.team › ~rami › br › br_book_053.gmi captured on 2024-03-21 at 16:22:57. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-12-28)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка и непослушная дочка
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/11/23
TIME: 03.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
Деликатный Лёня отошел метров на восемь, не желая мешать переговорам. Как и ожидалось, на противоположном конце оказался г-н главный инспектор. На сей раз он был предельно краток.
— Господин полковник, — официально обратился Пунцог, — хочу доложить что ваш дом действительно находится под надежной охраной. Ибо сегодня ночью кто-то неизвестный хотел открыть боковое окно и пробраться внутрь… — тут он издал довольный смешок, — так верите, вся хорошо прикормленная стая ринулась отстаивать это скромное жилище.
Полицейский не выдержал, засмеялся и перешел на русский:
— Рвали так, что бедолага еле спасся. Кстати, был он не один: неподалеку поджидал мотороллер. Но эффект… одним словом, эффект поразительный!
— Задержали?
— К сожалению! Брат выглянул на шум, но мотороллер уже сворачивал в переулок.
— Мое присутствие требуется?
— Нет-нет, что вы, господин полковник! Отдыхайте. Полиция справится! Кстати, привет вашей замечательной дочери, — он опять перешел на «вы». — Надеюсь на скорую встречу.
Я поблагодарил, отключился и догнал Леонида. Мое лицо было непроницаемым.
— Что случилось? — попытался разузнать он.
— Ничего страшного: детишки Шармы игрались. Наверное, по Майке соскучились, — привычно соврал я. Он понимающе кивнул, и мы принялись догонять дочку.
࿇࿇࿇
Минутки три я осмысливал новости. Потом решил, что ничего экстраординарного не произошло — очередная атака успешно отбита (с потерями у противника), а «ловля на живца» идет по плану. И мы продолжили неспешный разговор.
— Но давай, братик, вернемся к нашим баранам! Кстати, Лёнь, именно с них все и началось. Потому что благосостояние средневековой Англии настолько зависело от поголовья овец, что даже глава парламента традиционно восседал на мешке с овечьей шерстью. Итак, первой была — о, чудо! — волшебная машина, прявшая без участия человеческих рук! Вначале нехитрый механический привод вращался доходягой-осликом, потом в ход пошел более мощный и неиссякаемый движитель — вода, вернее — водяное колесо. Но тут подоспело совсем другое изобретение — паровая машина Уатта! Теперь ткацкие станки, оснащенные сорока и более челноками, крутились практически безостановочно и повсеместно. Ослика уволили посредством пинка и отправили пастись на ближайшую лужайку, а к паровой машине — вот же додумались! — присобачили еще и водяной насос. И теперь он мог непрерывно откачивать воду из шахт, за счет чего повысилась добыча угля. Который, в свою очередь, закидывался в ненасытные промышленные печи и домны. Уголь вскоре превратили в кокс, и сразу вырос объем производства высококачественных металлов. Последние отлично послужили в деле создания точных механизмов и надежных промышленных станков. Более того, из угля стали добывать газ, и теперь жилища, производственные площади и общественные пространства обзавелись удобными фонарями. А еще газом можно было греться или использовать его в качестве топлива для двигателей.
— Да я это с шестого класса знаю, — тщетно попытался остановить он мою самодеятельную историческую лекцию. — А то и с четвертого. Что ты мне мозги пудришь!
— Но это ж я специально, чтобы было с чем сравнить. Потерпи!
— Терплю! — буркнул он.
— В сельском хозяйстве — свой прорыв: там появились всякие хитроумные сеялки-жнейки, что привело к возможности обработки бóльших площадей и сбору урожая — достаточного, чтобы не бояться голода. В деревеньках высвободилось огромное количество трудоспособных рук, и эта рабочая сила нашла применение на производствах. Ее ежедневному перемещению поспособствовало изобретение паровоза Стефенсона и паровой турбины Парсонса. Дальше — «ту-ту-у!» — поплыли пароходы. Потом стали проводить первые опыты с электричеством и изобрели проволочные средства связи… Ладно, зачем пересказывать весь учебник истории! Вот это и был, как я считаю, самый плодотворный век-полтора в истории человечества! Эпоха пара, или Викторианская эпоха…
— Но ты не забывай: злые языки поговаривают, что все это стало возможным лишь благодаря «первоначальному накоплению капитала», а он, как водится, был связан с грабежом многочисленных колоний — взять ту же «Владычицу морей»…
Я досадливо мотнул головой:
— Лёнь, умоляю, не повторяй эти бредни из ветхих учебников!
— А ты докажи, — насмешливо попросил мой друг.
— Охотно! Португалия и Испания были богатейшими странами, получавшими гигантские доходы от огромных колоний, в том числе — в результате прямого грабежа; вспомни то же золото инков. Однако никакие миллиарды не сподвигли эти государства к переменам, не говоря уже о перевороте в промышленности и науке. Богатели, жирели, а что толку? Так и сидели на своих мешках с золотом! А вот обратный пример: маленькая Пруссия и ее сосед по Балтике, Швеция, вообще не располагали какими-то колониями и не жили за чужой счет. Однако совершили гигантский скачок в своем развитии, исходя исключительно из внутренних ресурсов и трудолюбиво-трезвого протестантского менталитета.
Поэтому все это фигня! Поверь, основой Великого промышленного переворота — вот, я наконец-то вспомнил правильный термин! — послужила свобода торговли землей, освобожденной от феодальных ограничений. На ней стала базироваться свобода предпринимательства в целом. И то, и другое было бы невозможно без гарантированной государством защиты частной собственности — и здесь мы говорим уже о развитой и достаточно справедливой судебной системе.
Попутно было ликвидировано рабство, стал невозможен принудительный труд…
— Ой ли?
— Ладно: тут я аккуратно вставлю словечко «почти», припоминая «работные дома», куда водворяли нищих и бродяг. Зато большинство получило возможность продавать свой труд, не будучи привязанным к конкретной местности, городу и даже стране… Имеешь крепкие, умелые руки или умную голову — однозначно где-то пригодишься! Примерно как в Америке пришлись ко двору миллионы ирландцев, покинувших родину после Великого голода.
Кроме того, — давай скажем отдельное «спасибо» Нидерландам, — стали активно расти и развиваться банки и финансовые рынки. Но, между прочим, на первоначальном этапе их роль была не столь уж велика. Как ни странно, первые производства открывали отнюдь не богатеи, феодалы, лендлорды или банкиры, а трезвомыслящие представители среднего класса; они умудрялись обходиться без дополнительных финансовых вливаний, то есть займов и кредитов. Осторожничали! А вот когда твердо вставали на ноги, крепли и нуждались в дополнительных средствах для расширения уже стабильного производства, тогда и шли в банк.
Ага, позабыл еще об одной предпосылке — развитии торговли и заморских рынков сбыта. Они возникли благодаря Эпохе географических открытий, точнее — усилиями мореплавателей, в том числе и пиратов, неустанно бороздивших моря-океаны. Перепроизводство товаров на одном месте тут же ликвидировалось за счет налаженных поставок в отдаленные страны, чем занималась, скажем, знаменитая Ост-Индская компания… Ну что, съел? Убедил я тебя?
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.