💾 Archived View for tilde.team › ~rami › br › br_book_037.gmi captured on 2024-03-21 at 16:22:45. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

⬅️ Previous capture (2023-12-28)

🚧 View Differences

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка и непослушная дочка

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/11/23

TIME: 03.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА И НЕПОСЛУШНАЯ ДОЧКА

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 37. ИДИОТ С ЗОНТИКОМ

— Ты уже не девушка, — достаточно невежливо ляпнул я, подливая чай. — И точно могу утверждать, что бабушка!

— Зато красивая! — парировала она. — Вообще, разговор хороший затеялся. Понимаешь, знакомы мы вроде как давно, варимся тоже в соседних котлах, просто повара разные, но, увы, видимся редко. А мне всегда интересно было — как твоя личная практика движется? И в какую сторону…

— Да словно с чаем, — попытался отшутиться я. — Понимаешь, мне на личном опыте надо ощутить вкус чая, то есть — постичь что-то важное, уловить самую суть на практике. А вкус чая, согласись, всегда одинаков. Отличаются лишь способы приготовления. Именно поэтому я перешел на самые простые сорта. И с личной практикой то же самое…

— А как? Поясни на примерах.

— Ну «как-как»… Вот смотри: когда я только попал в вашу синагогу, то последовательно повстречал сразу троих замечательных учителей. И каждый даровал мне что-то свое, неповторимое. Могу сказать высокопарно: один давал учения в основном на уровне Дхармакайи, второй — Самбхогакайи, ну а третий — Нирманакайи. То есть на уровне «ума — речи — тела». Я был тогда, сама понимаешь, абсолютно глуп; кстати, слегка надеюсь, что с возрастом эта ситуация немного изменилась. И потому разделял: это одно, это совсем другое, это — третье. Как результат, моя бедная голова отказывалась обрабатывать и сопоставлять воззрения трех уровней. Но только когда я понял, что не бывает Дхармакайи без Самбхогакайи, а той — без Нирманакайи, что они — суть одно… — я запнулся, пытаясь выражаться так, чтобы слова не звучали столь выспренно, но это получалось плохо, ведь на самом деле мы говорили об очень серьезных вещах, — вот тогда я обрел хоть какое-то микроскопическое понимание… Это… словно чай! Смотри: вот огонь, вот чайник и чашка, вода и заварка, вот вкус чая, его крепость, свежесть, аромат. Но при этом — все едино. Не бывает чая без воды или, скажем, заварки и огня. И посему вся совокупность — чудесна!

Я подкрепил свою речь добрым глотком из чашки.

— И что же дальше?

— Дальше… В самом начале я, как и ты, стремился быть «правильным буддистом». Наверное, это общая ошибка, просто многие ее не осознают. Но мне и здесь повезло, ибо всегда рядом была Полинка, которая много чего разъясняла. Еще больше — подсмеивалась, но это тоже были прекрасные уроки! Хотя она только подсказывала, задавала направление, а в конечном итоге все шишки приходилось набивать самостоятельно. Но и это замечательно, ибо тоже нарабатывает личный опыт!

Итак, ездил на ретриты к знаменитым ламам, получал различные тантрические посвящения, вовсе не задумываясь — нужны ли они мне…

— Ага, я называю такой подход «до кучи». Чем больше — тем лучше, так ведь казалось, да? Многие «ёгины» отечественного разлива страшно гордятся персональным «списком посвящений»! И не только гордятся, но и выкладывают в интернете. Наверное, он им кажется неким знаком «буддийского качества». Ну а некоторые любят коллекционировать защитные шнурочки. Каждый ретрит — плюс еще одна веревочка на запястье.

— И плюс одно очко в пользу собственного эго… О, Варь! Судя по твоей ремарочке, мы двигались все-таки параллельными путями, хоть и не одними и теми же. Но ведь пересекались на ретритах, помнишь? И не раз.

— Конечно! И каждый раз ты пробовал поприставать ко мне. Попутно сетуя, что народу вокруг много, мешают.

— Было дело, — скромно признал я. — И искренне надеюсь когда-нибудь довести сей процесс до логического завершения…

Варя хихикнула и целомудренно прикрылась покрывалом.

— Но дай продолжу! Итак, старался «практиковать правильно» — то есть обязательно полная садхана, причем по определенным дням…

— Десятый лунный день — ганапуджа с Гуру Ринпоче и трансформацией в Драгпура, двадцать пятый — день дакини, то есть с преображением в Симкхамукху; тридцатый — день Экаджати, — усердно загибала пальцы Варвара, — словом, все по графику, так?

— Именно! Утром практика с мирным идамом, вечером — с гневным; на убывающей луне — уже с дакини. Короче, ты меня и здесь отлично понимаешь! И времени это занимало, скажем так, «достаточное количество», как говаривал Гоголь. Уходишь в отдельную комнатушку, запираешься, начинаешь заниматься. Дашка, не знаю, право, как относилась к тому, что я вроде бы как здесь, а вроде как и отсутствую — да еще и несколько раз за день. Ну а если пропускал что-то из практики по уважительным причинам (допустим, был в пути), то чувствовал даже смутное чувство вины, типа «не соблюл ваджрную самайю». И такое случалось…

— Все чаще и чаще, — подтвердила она. — А поскольку посвящений накапливалось все больше, и обязательства нужно было исполнять по каждому, причем кровь из носа…

— Ну да, полностью согласен! И вообще, тут две проблемы. Вроде как переусердствовал малость, «перепрактиковал», посему пропуски происходили все чаще и чаще. Как результат, вначале исчезло вдохновение на практику. А потом — и общее желание что-то делать. И даже чувство вины (сама знаешь, буддизм не придает ему особого значения, ибо «виниться»-то не перед кем) куда-то улетучилось. А еще точнее — превратилось в привычное… Нет, не прав: не чувство вины, а разочарование в собственных силах, упорстве и целеустремленности. Сла-а-бенькое такое разочарование, которое жило где-то на подкорке, типа «никчемный я практик».

И тут я сказал себе: «стоп»! Что-то явно идет не так! Фогеля как раз не было: свалил на очередные раскопки; да и чем, собственно, он мог помочь? Это ж моя личная ситуация. У каждого свой путь, все мы здесь сугубые индивидуалисты, хотя бы исходя из факта, что «ум работает сам с собой», поэтому и расхлебывать пришлось в гордом одиночестве. И так совпало, что я уехал на ретрит… — ну припомни, ты тоже там была. Лето, солнце, красота!

Варвара кивнула.

— Короче, именно здесь я наконец-то впервые услышал (а может и слышал раньше, но только вот не понимал смысла) изумительное наставление: «Не человек существует для практики, а практика для человека». И еще, помнишь пример про зонтик? То есть про целесообразность практик и методов в конкретных обстоятельствах…

— Конечно. Ринпоче часто его приводит.

— Замечательный совет! «Допустим, у нас имеется чудесный японский зонт. Мы берем его на улицу и раскрываем, когда идет дождь. Но если вы выйдете с ним в солнечный день, то будете смахивать на идиота».

И здесь я серьезно призадумался. Как будто что-то щелкнуло в голове, и затем появилось множество интересных вопросов. К примеру: «А почему нельзя сделать практику идама на убывающей луне?» Или вот: «А так ли важна та самая "полноценная садхана", на необходимость скрупулезного выполнения которой так напирают некоторые ламы, — те самые, что вместе с посвящениями навешивают на нас и ежедневные обязательства по выполнению? Или можно жить проще?»

И надо же, какое чудо! Я на том ретрите получил прямые ответы на все вопросы; даже рта не пришлось открывать! «Можно, — ответил Ринпоче. — Конечно можно! Я учу только одному: чтобы ваша практика всегда соответствовала обстоятельствам. Если вы ощущаете, что ситуация требует такой-то практики, сделайте ее!» … «Старайтесь всегда соответствовать обстоятельствам. Если вы, к примеру, заявитесь в ресторан, где много посетителей, и захотите публично и прилюдно прочитать расширенную ганапуджу над тарелками, то люди сочтут вас за психов или сектантов. В то же самое время, действительно полноценное подношение можно (и нужно!) в такой ситуации сделать всего за две-три секунды, не произнося ни звука. И это окажется невероятно сущностной практикой».

— Это как раз и есть тот «зонтик», — подтвердила Варвара.

— Угу! Только на этот раз невидимый, и его мы не демонстрируем окружающим. Мы применили в нужное время и в нужном месте искусный метод, который позволил, находясь в многолюдном обществе, соблюсти самайи и получить конкретнейшую пользу от практики. А вот если, решив показать всему миру, виноват: ресторану, что мы — «правильные буддисты», громко запели бы на непонятном языке и стали делать какие-то «магические пассы», то однозначно уподобились бы тому идиоту — с раскрытым зонтиком в солнечный день! … Варь, извини, ничего, что я повторяюсь? Ты ж это все сама отлично знаешь! Я просто отвечаю на вопрос: «как обстоит дело с личной практикой?»

— Не-не, продолжай, — одобрительно сказала она, закутываясь еще плотнее, — интересно. Да и с собой сравниваю… Только ноги мне укрой, ага?

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.