💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_118.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:58. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-09-08)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/08/23
TIME: 18.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
— Фу, какая гадость! И, похоже, с говном у них серьезные проблемы: слишком часто заостряют на нем внимание, — поморщился я и разлил по двойной дозе. — Ну что, решился наконец-таки рассказать о себе?
— Ага. И о западных буддистах в целом, раз уже речь зашла. А это надо обязательно делать под стопочку с лимончиком! И сыром!
Веришь: я почти полгода размышлял-размышлял и пришел к грустному выводу… Все, ты понимаешь, брат, почти все люди, с которыми я так или иначе варился в этой духовной тусовке за последние пятнадцать лет (а я много кого повидал), абсолютно не отличаются от тех, с кем мы с тобой ежедневно сталкиваемся на улицах. Даже наоборот: среди обычных, «сансарных» людей зачастую попадается гораздо больше достойных личностей… Ну а сильных и целеустремленных — однозначно!
— И что — все так плохо?
Лёня уныло кивнул, поморщился, выдыхая спиритуозные пары, и покачал в руках пустую рюмку:
— Видишь, в чем дело: я признаю, что любые буддисты — в первую очередь такие же обычные живые существа со своими недостатками. Они не обязаны сплошь вещать какие-то благостные вещи, мочиться исключительно фруктовым соком, а питаться лепестками лотоса. Но вроде бы как — по идее! — буддийская практика должна потихоньку вести к тому, что ты мало-помалу воспринимаешь мир спокойнее, легче, а зачастую и радостнее. И у тебя со временем исчезают и отпадают напряжения в общении с окружающими. Например, растет желание спонтанно и бескорыстно помогать им; ты становишься добрее, перестаешь привязываться к вещам и прочее. То есть — взрослеешь! И для такого роста вовсе не нужно проходить дорогостоящие «супертренинги десятого уровня», сдавать буддийские экзамены; тем более — обретать какие-то магические сиддхи, типа умения предсказывать будущее, заглядывать в прошлое или мгновенно переноситься из страны в страну… А тут наоборот: как на подбор, как на параде выстраиваются не самые хорошие человеческие качества — и я это четко отслеживаю, причем и за собою тоже!
— Молодец, самокритично! — подбодрил я. — И какие?
— Во-первых — непередаваемое чувство собственной «илитарности» — именно так, через «и», от ёрнического «илитá»: симбиоза слов «элита» и «лимитá». Во-вторых — стайность и стадность. В-третьих — зависть, сплетни, интриги. В-четвертых — охрененная нетерпимость, даже по отношению к исторически дружественным буддийским школам! … Ну и так далее.
И не знаю, право: то ли «этой стране» так сугубо «повезло» с новообращенными, то ли ментальный климат здесь для практики Дхармы неподходящий, то ли историческое наследие давит на мозжечок… Вот почему со временем я ощутил, что просто не желаю во всем этом участвовать! Не хочу в принципе общаться с «ваджрными родственниками», многочисленными «братьями и сестрами в Дхарме»; например, подавать им руку, иметь какие-то близкие отношения, а уж тем более — примыкать к группировкам, считаться «учеником такого-то ламы» и прочее…
Лёня вяло и протестующе взмахнул ладонью: «Пожалуй, пропущу», — но послушно взял стопку, выпил залпом и продолжил:
— Заметь, братик, я не утверждаю, что лучше всех остальных. Просто моя степень внутренней чистоплотности или брезгливости не позволяет как-то контактировать с ними.
Имелась у меня такая забавная игра. Публикуется, к примеру, в новостях на сайте или в почтовой рассылке очередное сообщение о ретрите такого-то достойного-уважаемого буддийского учителя. И я всегда, любопытства ради, вбивал телефон или электронный адрес организаторов в поисковую строку браузера, а потом наблюдал — куда ведут концы. И, знаешь, ни разу не промахнулся! Потому что практически во всех случаях эти контакты были сто раз засвечены в интернете по абсолютно иным небуддийским поводам! Навскидку: «школы йоги», «коучинги», «курсы личностного роста», «духовные семинары» — любые, на выбор: индуистские, óшевские, гурджиевские, шаманские и другие. Ну или попадаются, разнообразия ради, всякие там «мастера холотропного дыхания», «ребёфинга», «трансперсональной психологии», «кастанедовцы» и прочие «ищущие». Это я, кстати, сам такой термин придумал: «ищущие»! Хорошо звучит, правда?
Леонид отменно выругался. Похоже, ему тут же полегчало.
— Одним словом, для многих организаторов это выгоднейший эзотерический бизнес, сбыт набора «духовных услуг» под брендом буддизма. Причем завтра они с таким же успехом будут продавать йогу, послезавтра — шаманские танцы с бубном и прочее… Согласись — ламе весьма трудно с ходу разобраться, что представляет собой принимающая сторона; во-всяком случае, выглядят-то они как самые добропорядочные буддисты. Да и прибыль от ретритов имеется: чего ж не приезжать! С другой стороны, он может знать организаторов и десять лет подряд, но видеть всего раз в год. Встречают лам всегда отменно — с почетом и комфортом, но в голову-то, как сам понимаешь, к людям не залезешь, пускай ты хоть трижды ясновидящий! … Зато я лицезрел как-то официальный списочек аж из сорока «коучей», жадно присосавшихся к одному вполне добропорядочному буддийскому центру. И знаю многих лично. Братик, ты не поверишь, насколько широк выбор: тут тебе и «визионеры», и «мастера сновидений», и «бизнес-тренеры», и «соматические терапевты» и иные трижды «международно сертифицированные инструкторы» по «открытию кундалини» и прочих йогических непотребств!
А вот касательно остальных (условно назовем их «потребителями», еще точнее — «покупателями») — даже подумать боязно! Вернее, почему только «подумать»? Я ж знаком со многими такими «обычными буддистами» и могу заверить: как правило, в голове у них редкостная каша! Такие потребители абсолютно всеядны, даже если и не переключаются на небуддийские воззрения и практики. Вот смотри: утром они способны проглотить те благостные наставления, которыми накормил их заезжий монах-хинаянец; потом пустить слезу от умиления при вдохновенных рассказах о сострадании и бодхичитте — на дневной лекции очередного кадампинского геше; ну а вечером — лихо отплясывать какие-нибудь ритуальные «ваджрные танцы», тщетно пытаясь вообразить себя грозным многоруким и многоглазым тантрическим идамом.
А теперь рассуди сам: Хинаяна и Махаяна — основаны на отречении, Ваджраяна — колесница преображения, а Дзогчен — вообще путь самоосвобождения. И все три движутся в разных плоскостях, применяя абсолютно противоположные методы… Там, где хинаянский монах настаивает: «запрети», «откажись», «прими обет», — учитель Ваджраяны на собственном примере показывает: «вот как легко трансформируется все негативное»… Ну а в Ати-йоге — совсем иная ситуация. Там, скорее, ненавязчиво советуют: «отпусти» или «расслабься»…
— О! «Расслабься»… Ну точно — мой путь!
— Если потянешь! — огорчил меня «торговец Дхармой». — И еще. Лично я всегда утверждал, что сладкоголосые заявления отдельных лам, будто между колесницами нет противоречий — политкорректнейшая ложь! И это в состоянии понять любой буддист-практик, удосужившийся изучить их воззрения и осознать различия в основе, пути и плоде.
Буддисты-потребители, кстати, очень любят приводить высказывание одного современного учителя Дзогчена, заявившего: «настоящие практики на своем пути используют любые вещи». Но врубись, какая хитрая закавыка здесь получается! Смысл в том, что мы используем именно нужные вещи, но отнюдь не подбираем на дороге всякую бессмысленную хрень, которая зачастую и к буддизму-то никакого отношения не имеет. Или наоборот — в корне ему противоречит! По словам другого известного ламы, при таком невзыскательном подходе мы попросту превратимся в урну, в уличную мусорку, куда каждый кидает все, что ему заблагорассудится.
Именно так многие люди — по личному же выбору, ведь их не принуждают, правда? — и утрачивают способности к самостоятельному мышлению и адекватному выбору средств для развития. Ибо в их ментальную урну ссыпают любой духовный хлам… А правильные буддийские средства, кстати, и искать особо не надо: достаточно лишь критически проанализировать, оценить, а затем последовать наставлениям собственного ламы — и плыть по давно размеченному безопасному фарватеру в русле выбранной традиции. Главное — выбрать это глубокое русло! А начнешь метаться туда-сюда на мелководье — обязательно сядешь килем на мель.
Но, будучи всеядным, применяя все методы сразу, вполне можно съехать с катушек. Что интересно — такие случаи уже бывали. Я, правда, знаю еще один столь же качественный тантрический способ стать пациентом «желтого дома»…
— Какой же?
— О-о, брат, это очень поучительно! Как ты знаешь, учения Ваджраяны содержатся в тайне. Если ты, мягко говоря, «позаимствовал» их без спросу, то есть нашел какую-то книжку с наставлениями, прочитал ее и принялся «практиковать», то это однозначно приведет к самым фиговым последствиям — как для организма, так и для головы. Но имеется у некоторых модная фишка, которая называется «самопосвящения». На русский язык это можно перевести так: «Если дебилам запрещено, но очень хочется, то можно!»
— А подробнее?
— Короче говоря, отдельные чуваки берут какой-то «закрытый» текст садханы и, хотя уполномачивающее разрешение-лунг на практику вполне можно (и нужно!) получить у кого-нибудь из квалифицированных лам, начинают воображать, будто «передают» его сами себе… Бред, да? Я встречал таких самопосвященцев и не осмелился бы утверждать, что они производили впечатление здоровых людей.
Впрочем, каждый сходит с ума по-своему. Зато и последствия самые разнообразные. Понимаешь, в чем дело: у тибетской тантры есть одно замечательное свойство: она как бы самоотбраковывает непригодных людей. «Алмазная колесница» однозначно защищает сама себя! Одним словом, если ты не подходишь для ее практики или открыто плюешь на некоторые серьезные вещи и предостережения, то обязательно зачудишь такое непотребство, которое откинет тебя черт знает куда! Причем сам ты это вовсе не заметишь, но отныне будешь практиковать уже не Ваджраяну, а какую-то дикую шаманскую кашу.
И не подумай, что я сочиняю! У меня имеется куча жизненных примеров. Один мой ровесник, вдумчивый и сосредоточенный мужик, ходил к нам на практики целый год, очень ревностно все исполнял, что-то постоянно читал-изучал, но потом спросил как-то: «Чё-то не понимаю: вот мы трансформируемся в идамов. А зачем? Кто это вообще такие?»
… Периодически возникала сильно располневшая благостная тетечка, в очках с толстыми линзами и «трудной духовной судьбою», что-то типа учительницы музыки или рисования. Та аж слезу пускала перед портретом Гуру Ринпоче: «Он мне так нравится! Я к нему такое доверие чувствую!» А потом как-то исчезла. И дошли весточки, что она собрала в охапку тексты «закрытых» тантрических практик… да и отдала какому-то попу! Наверное, чтобы тот избавил ее от греха и сатанинских идамов — право, я особо не вникал в чужую мотивацию… Потом опять возникла, каялась и била себя пяткой в грудь, затем снова дематериализовалась в пространстве.
Еще один бородатый местечковый юноша, покорив «нерезиновую» столицу, долго болтался меж течениями, как дерьмо в проруби. Сначала отбивал восторженные поклоны Кармапе, потом примкнул к кому-то еще. Чуть раньше — закрутил роман со старообрядцами, ну и в конце концов — следы его растворились среди адептов неокаббалы! … И так далее: тут можно сутки напролет рассказывать! Но мне противно.
Почему у «ваджрной братвы» так происходит, почему все так печально складывается в ее мозгах — для меня загадка. Большая загадка! Но точно знаю только одно — это и есть шизотерия, причем во всей ее красе. То есть мода на «духовность», «интеллектуальная мода» в определенных «творческих кругах» — среди людей, которые тяжелее члена и компьютерной мыши ничего в руках-то и не держали! И если ты какой-нибудь задрипанный «пиар-менеджер»… или, к примеру, банковский работник, сразу растет чувство собственной важности — и можно свысока поглядывать на остальной офисный планктон! «Заниматься буддизмом», брат, и «медитировать» сегодня стало круто. Очень круто! Чтобы оправдать свою ничтожность и несостоятельность, раньше невзначай хвастались поддельным брелком с якобы ключом от «Хаммера». А сейчас — четками на запястье.
Ну и вот, повторюсь: завел я одно хорошее и полезное правило — не общаться со всем этим контингентом! Давно завел. И сейчас мои контакты — только по бизнесу. Правда, увы, когда езжу на ретриты, то правило это зачастую летит ко всем чертям! … Конечно же знакомлюсь с людьми, завязываю дружбу, иногда влюбляюсь в девок, но в итоге — натыкаюсь на те же самые грабли! Честно! Даже казалось бы близкие друзья, с которыми мы побывали на многих мероприятиях, иногда пишут или несут такую хрень, что я попросту грустно умолкаю и стараюсь не откликаться.
Поэтому самый правильный вариант, брат, — тихонько сидеть на жопе, аки Миларепа, и заниматься практиками. Но не высовываться! Прибежище, передачи и посвящения у нас имеются, комментарии тоже, так что большего и не нужно. Раз в год — полезно выбираться на встречи со своими учителями. Ну и еще — периодически изучать хорошие книжки, только не обзорные, на тему «как примерному буддисту осчастливить высшим состраданием весь этот сраный мир», а коренные тексты. Согласись, зачем читать чьи-то пересказы, если можно заглянуть в первоисточник? … И главное — не вариться в этой каше постоянно!
— И что? Везде так плохо? Или одному тебе везет словно утопленнику? Я вот побывал на двух тусовках подряд: большинство оказалось вполне нормальными и порядочными людьми — на мой-то предвзятый взгляд.
— Сказать честно? На самом деле, если где-то плохо, то, по идее, для равновесия где-то должно быть хорошо. Я в этом не уверен до конца, но хотя бы надеюсь! Ибо хочу все же прослыть оптимистом… Даже в том месте, куда мы с тобою направляемся, нам встретятся достойные люди. И я с ними знаком. Ты просто пойми, брат, что хорошие парни в нашем жутком мире всегда обитают поодиночке и в меньшинстве, точно серые волки. И вскоре, увы, вымрут. А говно имеет тенденцию молниеносно сбиваться в кучу и плавать на поверхности, издавая соответствующие ароматы. И еще — его попросту много! … Вот здесь я неисправимый пессимист.
Произнеся эти заключительные слова, Лёня начал мрачно собирать в пустой пакет остатки нашей затянувшейся трапезы. Мы выкинули мусор, по очереди поплескались под рукомойником, перекурили на сон грядущий и молча растянулись на диванчиках.
В вагоне было тихо, кондиционер трудился исправно, и Леонид быстро задремал. Я же спохватился, принял сидячее положение и занялся практикой Гаруды.
࿇࿇࿇
Полковник проснулся от резкого толчка, будто состав сначала затормозил, а потом сразу набрал скорость. За окном уже серело. Лёня сидел напротив и о чем-то размышлял.
Он наклонился в мою сторону:
— Братик, знаешь, я тут поразмыслил… Что-то не похож ты на «обычного буддиста». Даже вопросики у тебя такие…
— Какие?
— Ну-у… трудно сказать. Ты как бы в ситуацию хочешь вникнуть, проанализировать, но что-то в них… меня настораживает.
— Ладно. Почти угадал! Извини, Лёнь, спать хочу. Не обижайся. Завтра все расскажу; времени еще навалом… Завтра.
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.