💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_113.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:55. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-09-08)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/08/23
TIME: 18.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
— А вообще, брат, тибетцы — дико плохие политики! Ламы-беженцы прибыли на Запад в качестве отдаленных сельских родственников — бедных и полуграмотных. Но единственное, чему они обучились досконально — искусству важно надувать щеки, твердя: «Наша культура и религия уникальны!» Однако в области политики они продолжают привычно действовать по замшело-средневековым подковерным канонам. Много улыбок, высокопарных заявлений, но мало мужественных поступков и реальных действий! А ушлые прагматичные китайцы, которые отлично осознают и просчитывают все политические, а главное — экономические реалии, однозначно движутся в ногу со временем и цивилизацией. Вот почему они всегда будут оставлять своих «братьев меньших» в дураках. Тут я ими просто восхищаюсь! Китайцы замечательно умеют разделять и властвовать, а между тибетцами, даже среди «своих», никогда нет согласия. Помнишь, я рассказывал про конфликт между предыдущими Далай-ламой и Панчен-ламой, где был задействован еще и монгольский Богдо-геген, тоже гелугпинец?
— Ну да…
— Во-о-от! С новыми воплощениями тоже вышла политическая конфузия. Для начала кандидатов на пост панчен-ламы оказалось двое. Естественно, одержал победу тот, кого поддержали китайцы. Лхасское правительство и Далай-лама долгое время не признавали сомнительного «воплощенца», но в пятидесятых отношения все же наладились.
Новый Панчен-лама был на несколько лет младше Далай-ламы, но, как и свой предшественник, тоже проявил строптивость и самостоятельность. Еще в раннем возрасте поддерживал антикоммунистическую национальную партию Китая — Гоминьдан и требовал, чтобы те ввели войска в Тибет для восстановления прав Панчен-ламы на «домашние» территории. Когда гоминьдановцев вымели уличной метлой, и уже начиналась серьезная заварушка в Тибете — внезапно переметнулся к коммунистам и изъявил желание подзадержаться в красном Китае: то ли назло своему «шефу», то ли были какие-то лично-финансовые мотивы, либо настолько ему задурила голову тамошняя пропаганда. История об этом умалчивает.
И он остался! Правда, все равно попал в мясорубку и провел около десяти лет в китайских тюрьмах. Насколько помню, его даже прилично пытали. Потом сидел под домашним арестом, был ограничен в гражданских правах… Внезапно Панчен-лама женился на китаянке (а это — сразу двойной нонсенс), причем — на девушке-военнослужащей… Повсеместно публично рассказывал, как неплохо живется народу в «освобожденном Тибете». Вполне естественно, что его свадьбу и высказывания китайцы вовсю использовали в коммунистической пропаганде, вот почему в восьмидесятых он был полностью реабилитирован и вновь пополз по иерархической лестнице; в частности — был аж заместителем главы парламента Китая.
Но потом (ему, если не ошибаюсь, было чуть за пятьдесят) единственный раз Панчен-лама позволил себе высказаться открыто — и против своих хозяев. Наверное, решил, что времена стали посвободнее. И зря решил! Потому что ровно через пять дней он скоропостижно и загадочно скончался; как полагают некоторые — от отравления. Кстати, за его наследство размером в двадцать миллионов (не хило, брат?) шесть лет с монастырем Ташилунгпо сражались дочка и жена… Вот так-то!
— Двадцать миллионов? Недурственно!
— Ага. Но слушай дальше! Далай-лама и «правительство в изгнании», ловя момент, сразу же кинулись искать нового перерожденца, то есть кандидатуру на пост панчен-ламы. И нашли маленького пацаненка, который подпадал под их критерии поиска — уж не знаю, чем они там руководствовались. Его семья жила на территории Китая; коммунисты быстренько сориентировались и упекли мальца за решетку или в какое-то другое уединенное место. Там он, похоже, и пропал — еще в далеком 1995-м году. Ребенка даже считали «самым юным политзаключенным в мире». Китайцы тут же выдвинули и официально утвердили своего собственного кандидата; так что в мире сейчас преспокойно существует уже второй по счету фальшивый Панчен-лама — ставленник Поднебесной. Одним словом, тибетцы вновь оказались в дураках… Давай-ка долбанем, и я продолжу!
Я молча разлил коньяк по стопкам и закинул в рот приличный кусок сыра. Мне было хорошо — и от качественной выпивки, и от увлекательных рассказов, и от равномерного покачивания вагона.
— И это — не единичный случай. Аналогичная ситуация возникла, когда из своего тела ушел Шестнадцатый Кармапа. Спустя несколько лет на территории оккупированного Тибета якобы обнаружилось его новое перерождение. Ты не поверишь, но это произошло исключительно благодаря активной деятельности «ручных» и весьма важных лам-беженцев из линии Кагью! Далее кандидатуру на пост «живого Будды» официально утвердила Компартия Китая: я сам видел копию бумажки с печатью. И ты снова не поверишь — словно исполняя волю КПК, «китайского Кармапу» одобрил сам Далай-лама, что внесло серьезный раскол в линию передачи Карма Кагью. Одним словом, вслед за фальшивым Панчен-ламой появился «китайский» Кармапа! И сейчас, после своего побега из Поднебесной, который произошел при весьма странных обстоятельствах, последний живет душа в душу со своим покровителем — Далай-ламой.
… Вообще, я поражаюсь самой ситуации! Прикинь, школа Гелуг является самой младшей из четырех основных тибетских линий: она на семьсот лет моложе Ньингма и почти на четыреста — Кагью. Тем не менее, опираясь на чужие копья и иностранную поддержку, в средние века далай-ламы присвоили себе право «утверждать» глав других линий и прочих тулку. И не расстались с этим правом даже тогда, когда успешно просрали не только власть, но и потеряли саму страну! Мне временами прям становится любопытно: как же «старые» школы умудрялись успешно справляться с поиском, опознанием и официальным признанием своих глав и иных воплощенцев, когда и самой-то Гелуг еще не было в проекте, а о далай-ламах никто и не слыхивал?!
А вот тебе история как «выбирали» «китайского Кармапу». Вначале младшие регенты Кагью, не поставив в известность главного человека, отвечающего за опознание Кармапы — Его Святейшество Шамара Ринпоче, — подсунули Четырнадцатому Далай-ламе «на утверждение» свою кандидатуру, попутно убедив шефа, что «разногласия в Карма Кагью преодолены». При этом младшие регенты ссылались на весьма сомнительное письмо «самого Кармапы» с предсказанием, где искать его следующее перерождение, «случайно найденное» спустя несколько лет после смерти. Якобы это послание носил у себя на шее в качестве ладанки Тай Ситу Ринпоче, не подозревая о ее драгоценном содержании. Кстати, настойчивое предложение передать письмо на современную криминалистическую экспертизу так никогда и не было удовлетворено.
Далай-лама в это время по счастливому совпадению находился очень далеко: на всемирном конгрессе «зеленых» в Бразилии. Несмотря на важность ситуации, регенты почему-то сильно торопились, и копии бумажек с их решением были отправлены по факсу. Чудеса современной техники вскорости доставили и ответ одного из чиновников: растроганный счастливыми известиями Далай-лама всецело признавал новое перерождение главы Карма Кагью.
Заполучив такую мощную поддержку и вооружившись распечаткой, регенты принялись обходить других высоких лам, вынуждая их ставить подписи, «подтверждающие» подлинность китайского кандидата. И тем ничего не оставалось делать: ведь ни один не мог пойти против «Царя Тибета»! Смельчаков не нашлось, и в этом постыдном списке числится аж двадцать три известнейших имени! … Но какое вообще отношение эти люди имели к «легитимизации» Кармапы, традиционно проявляющего и опознающего себя самостоятельно — сказать трудно!
Впоследствии Шамар Ринпоче весьма четко охарактеризовал эту позорнейшую страницу в истории Кагью, приведя старую тибетскую сказку. В ней описывалось, как звери выбирали себе царя. Вне всяких сомнений, на эту должность больше всего подходили слон и лев. И зверям потребовался посредник — своего рода авторитет или судья. Они позвали тигра, и тот сказал, что лев — лучшая кандидатура. Но его словам потребовалось подтверждение. Пришлось позвать быка; за ним — свинью, которая поддержала бы уже мнение быка… И так — далее и далее, пока звери не дошли до самого маленького существа — блохи. Одним словом, окончательное решение, что лев является царем зверей, вынесла блоха!
Итак, в случае с «китайским Кармапой» тибетцы вновь оказались в дураках! И потихонечку назрела такая вот любопытная политическая ситуация… Кстати, отдельные прозорливые западные буддисты давно ее уже отследили, и теперь имеют смелость заявлять престарелому Далай-ламе: «Ваше Святейшество, не проявляйте недальновидность! Китайцы избрали своего Панчен-ламу, который не устраивал вас; затем — нашли и официально, указом Компартии, утвердили Кармапу. И вы согласились с их выбором, признав его настоящим! … Неужели вы не осознаете, что следующий на очереди — сам Далай-лама?! Потому что после вашей смерти "китайский" Панчен-лама, частично отвечающий за ваш дальнейший поиск и опознание, непременно найдет такого же насквозь марионеточного и несостоятельного "живого Будду", который целиком устроит китайцев. А попутно его выбор подтвердит "китайский" Кармапа. И тогда независимым институтам тибетской Дхармы наступит реальный, но закономерный конец!»
— И как парируются все эти наезды? Какова реакция лам?
— Как об стенку горох! — Лёня досадливо отмахнулся. — Пропускают мимо ушей, стараясь не задумываться о будущем. А если и понимают всю критичность ситуации, то не реагируют: опасно ведь идти против мнения большинства или оспаривать решения самого «Царя Тибета»! В крайних случаях, когда припекает, — начинают клеймить оппонентов, обвиняя их в «нападках» и «сектанстве». Интересно, наверное «сектантство», на их взгляд, заключается в попытках иных буддийских школ не позволять гелугпинцам руками и ногами влезать в процесс опознания чужих тулку?! Так что ли выходит? И не только в него, но и в любую сферу деятельности сторонних линий передачи, лам и центров.
Чтобы не быть голословным, расскажу тебе об изумительной идее, которая посетила одного из приближенных Далай-ламы, американского профессора Берзина — «суперзвезды» западной буддологии в ее гелугпинском варианте. Она была настолько проста по гениальности, что он не преминул поделиться ею, выступая как-то перед монахами гелугпинских монастырей Ганден, Дрепунг и Сера.
«Было бы очень хорошо, — во благе вещал наш еврейский дедушка, лет девять верой и правдой отслуживший Далай-ламе переводчиком и секретарем, — если бы отправка учителей в зарубежные страны лучше контролировалась, это же касается любых путешествий учителей и лам. Возможно, было бы хорошо ввести необходимость получать разрешение на отъезд у своих настоятелей и установить наблюдение со стороны Совета по религиозным и культурным связям. Одной из возможных мер для установления контроля за ситуацией было бы издание Советом сертификатов, которые бы подтверждали, что такой-то центр является официальным буддийском центром, а такой-то учитель является официальным учителем тибетского буддизма».
Но наш «знатный буддолог» сразу же делает важную оговорку: «Однако такие сертификаты не должны подразумевать правовую или моральную ответственность со стороны Совета»… Ясно? То есть речь здесь идет именно о том, чтобы прибрать к рукам «контрольно-разрешительную систему». Но отнюдь не о реальном беспокойстве за «качество» или «моральный облик» лам-гастролеров, а уж тем более — не об ответственности за их действия… Бумажка, солидная печать, витиеватая подпись — и вперед: трудись на благо Дхармы и собирай бабки с паствы!
Попутно, кстати, бравый доктор философии Гарвардского университета щедро раздавал монахам советы: как правильно испрашивать спонсорскую помощь, исходя из западного менталитета и психологии, и о многом другом. А в конце позволил себе немножко помечтать о результатах воплощения этих сокровенных идей: «Все учителя были бы преданы только Его Святейшеству Далай-ламе, и каждый старался бы служить Его Святейшеству любым уместным в его ситуации способом»…
— Во как прогнулся перед патроном!
— Еще бы! Между тем, Далай-лама не является ни «главой Тибета», ни главой отдельной школы (как Кармапа в Карма Кагью или Сакья Тридзин в Сакья), ведь Гелуг руководит аж сто второй по счету Ганден Трипа Ринпоче, и у последнего — сугубо выборная должность. Кроме того, Далай-лама официально отказался и от светской власти еще в 2011-м году. И сейчас, по сути, его титул — средневековый анахронизм, присвоенный в 1578-м году Третьему Далай-ламе жестоким убийцей и грабителем — монгольским Алтан-ханом, трижды огнем и мечом уничтожавшим древний Китай.
Леонид удобно вытянулся на диванчике и вытер вспотевший лоб.
— Но какова формулировочка, согласись: «были бы преданы только…»! Одним словом, если какой-то буддийский центр, принадлежащий другой тибетской школе, мягко говоря, «не дружит» с экс-«Царем Тибета», то фиг вам, друзья, а не сертификат! Так что иногда, брат, западная паства лихо бежит впереди паровоза и на милю опережает скрытые желания своих гуру!
— И чем дело-то закончилось?
— Понятия не имею! Не хочу вникать в их политические заморочки. Но вообще, система там командная… И, рассуждая здраво, если к монахам трех огромных монастырей обращается целый секретарь Его Святейшества, волей-неволей будешь воспринимать чье-то частное мнение как глас небес…
— А сам Далай-лама?
— А наш святой старец, когда уж очень достают, в сердцах бормочет что-то типа «это мое последнее воплощение», «больше не буду перерождаться» или «я появлюсь на свет не в Тибете», — и тогда миллионы сородичей и западных последователей падают ниц и со слезами умоляют его не покидать сансару…
Вот почему, брат, нам надо собственную голову иметь на плечах, а не слепо ориентироваться на «выбор» или «мнение» всех этих тибетских политиканов! И думать самостоятельно! Ясно?
— Так точно! Но и не только. Я бы чуть расширил мысль… дай только пример подберу посочнее. Ага, вот! Знаешь, грудастая актриса Анжелина Джоли, этот «посол Доброй воли ООН», она же — гордая мать сорока вьетнамских детей, наверняка много чего имеет поведать нам по поводу мировой политики и экономики. Однако это не повод, чтобы мы прислушивались к ее гласу, так ведь, Лёнь? Увы, но ее компетенция почему-то вызывает у меня смутные подозрения. И это еще мягко сказано! А ведь на свете — тысячи таких советчиков. Ибо каждой убогой «звезде» пятой величины мало сделать очередную подтяжку кожи на лице и жопе — и она обязательно хочет донести до плебса что-то сокровенное и априорное. Например, свою заботу о защите атмосферы Земли или тушках невинно убиенных кроликов. Поэтому давай-ка лучше выпьем за то, чтобы каждый из нас имел свое личное мнение, а не ориентировался на чужое!
— Идет, — охотно согласился Лёня и потянулся за бутылкой. Она была уже полупустой. Или, если судить «буддийско-позитивными» мерками, — «полуполной»!
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.