💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_111.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:53. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

⬅️ Previous capture (2023-09-08)

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/08/23

TIME: 18.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА В ВАДЖРНОМ КРУГЕ

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 111. «ДАР», АНТОНИМ СЛОВА «ДАРОМ»

— Ну так вот: помимо европейских и американских центров, у большинства высоких лам существуют еще и личные монастыри, которые нужно содержать. И не только их, но и кучу монахов и свиту, которые там проживают. А последнее время — и я сам в этом превосходно убедился — уровень «духовности» среди местного населения упал ниже нуля. Нафига азиатам этот замшелый буддизм, в который верили их бабки и прадеды, если вокруг так много западных соблазнов?! Купил себе подержанный мотороллер — значит жизнь уже состоялась! Так что восточные местные спонсоры сейчас весьма ненадежны (кроме, конечно, преуспевающих китайцев-бизнесменов где-нибудь на Тайване); вот почему доить приходится доверчивых и «духовных» бледнолицых обезьян.

Доить, впрочем, надо деликатно. Некоторые ламы, намертво обосновавшиеся на загнивающем Западе, любят кокетливо заверять свою паству: мол они здесь лишь по той причине, что посланы нести «свет Дхармы» лично Его Святейшеством или главой линии. А не случись такого распоряжения, «я бы уединенно медитировал высоко в горах»… То есть гуру ненавязчиво подталкивают своих ученичков лишний раз оценить их духовный подвиг и самоотверженность: «отказался от всего и послушно помчался на край света исполнять божественную волю Далай-ламы»! … Ха-ха! Да предложи кому вернуться обратно, я уверен — ни один не сдвинется с насиженного места, разве что под угрозой насильственной депортации… Ведь дома, в Индии и Непале, не будет ни подношений, ни привычного почитания, ни удобного фарфорового биде с автоподогревом; там даже душ — и тот на улице! И тухлую воду дают раз в день и на полчаса! К тому же, многие ламы получили престижное гражданство, обзавелись европейско-американскими женами (из числа обезумевших фанаток), детишками и прочей родней. Ну и куда прикажешь их тащить?!

Итак, вот тебе хороший пример, как происходит процесс доения. Я человек не жадный — мамой клянусь! — и, помимо полновесной оплаты ретрита, всегда подношу ламе отдельный конвертик; иногда и каждый день! Ну или просто, в зависимости от ситуации, без особой огласки кидаю денежки в специальный ящичек. Мне не жалко! Но, заметь, делаю это по собственной доброй воле… А тут недавно присутствовал на ретрите весьма уважаемого ламы, так с этим «добровольно-принудительным» сбором пожертвований вышел целый цирк!

Короче, наступил последний день. Лама внезапно прерывает свои наставления: «А сейчас слово предоставляется организаторам ретрита». У трона возникает дама бальзаковского возраста с большим микрофоном в руках. И начинает толкать целую речь, типа «как нам несказанно повезло, что мы собрались все здесь; что мастер снизошел до наших нужд, откликнулся на приглашение… И теперь у нас есть уникальная возможность получить бесценный дар Дхармы»… «Ага, — кумекаю про себя, — спасибо, дорогая, что напомнила! Кстати, вообще-то "дар", это синоним слов "даром", "подарок". Ну да ладно, валяй дальше!»

Дама чешет на диком новорусском новоязе, будто она всю жизнь пропахала где-нибудь в финансовой пирамиде или отделе по продажам. Когда я в третий раз услышал про «уникальную возможность» помочь голодающим монахам (обрати, кстати, внимание — какие гладкие и упитанные монахи сюда обычно приезжают!) или пострадавшим от наводнения-землетрясения селянам, или бедным детишкам Тибета-Непала… (короче, уже запамятовал — о чем шла речь, настолько у нее был плотный поток слов; это, кстати, один из принципов психологического воздействия на неокрепшие мозги), то сразу врубился: сейчас будут собирать бабло!

Но они этот сбор решили обставить красиво и с буддийским шиком, поэтому дама объявила: «Мы вам сейчас покажем уникальный профессиональный фильм про то, как они страдают». И крутит нам на проекторе какую-то десятиминутную лабуду, снятую трясущимися руками на дешевую «мыльницу».

«Ладно, — думаю, — дети это святое! Отстегну я вам немножко. Где тут проход к кассе?» … Но организаторша все не успокаивается! Теперь она решила поднять в зале всех создателей этого «уникального фильма» и заставила каждого публично отчитаться — как не спали днями и ночами, как отказывались от всего личного, когда ваяли видеоролик — чтобы только успеть донести до всех присутствующих эту горькую правду о страдающем народе… И лишь потом по залу врассыпную двинулись красивые молодые тёлки — раздавать пустые конвертики. Сам понимаешь, не вложить что-то туда было неудобно — все ж сидим рядом, все на виду…

Попутчики прервались на алкоголь и очередной перекур. Дымили мы молча; Лёня явно что-то припоминал. Вернувшись в купе, он продолжил:

— Брат, и ты думаешь, это все? Хрен ты угадал! Бабульки собрали, и тут опять возникла дамочка. Теперь она стала талдычить про «новую уникальную возможность», которая у нас появилась: лично отблагодарить мастера щедрым подношением «за бесценный дар Дхармы»! Это при том, что все собравшиеся очень нехило «отблагодарили» его еще до начала ретрита — по заранее объявленному прайсу! … И, веришь, девчонки опять понесли по залу пустые конвертики! Да напомнили: кто хочет сделать дополнительное подношение, то для их услуг прямо у входа имеется опечатанный ящичек с прорезью… Который, кстати, был установлен там с первого дня. И я сам видел, что многие добровольно и охотно ламу уже «благодарили»… Круто, да?

— Мда-а. Хороший бизнес. И, как я полагаю, невероятно прибыльный?

— Вот и думаю: может и нам с тобой замутить подобное? — шуткой ушел от ответа Леонид. — Я переоденусь в экзотические одежонки, отпущу бороду и косичку, типа «крутой ёгин», и буду втирать пастве шизотерическую лабуду. Особенно хорошо на нее покупаются девки! Ты же будешь сидеть на мешке с пожертвованиями. А пользовать прихожанок станем по очереди! Или вместе! Идет?

— Класс! Но, боюсь, быстро прогорим. Бизнесмен из меня не ахти какой…

— Хм… Да и из меня не особый, иначе летел бы сейчас на самолете, а не трясся в поезде…

Он вздохнул.

— Эх, допустил я как-то еще одну слабину! Аж вспоминать стыдно! Хреновый все же из меня коммерсант — не умею разбираться в людях.

— Ну поделись…

— Ладно, так и быть. Хоть груз с себя скину. Короче, все тот же день ретрита. В зале объявляют: следует срочно помочь молоденькой парочке наших соотечественников, личным ученикам ламы. Парень типа сидит в уединенном длительном ретрите, а девица преданно дожидается его в окрестностях Катмандеевки, где имеет удовольствие получать буддийское образование. Но общий смысл прежний: надо забашлять!

Все загудели: «У-у, люди занимаются Дхармой! Конечно пособим!» — и полезли за бумажниками. И я, дурачок, — тоже… Но прошла пара лет, и я узнал: у «нуждающихся» мальчика и девочки — настолько отлаженный и доходный международный эзотерический бизнес (крутой замес из индуистской йоги и разнообразных «духовных практик»), что он способен недурственно содержать обоих даже без их непосредственного участия. И наша спонсорская помощь… это им, образно говоря, лишь на конфетки и мороженое.

Вообще-то, брат, я не бездельник — вкалываю и вкалываю! И деньги даются достаточно тяжело. Ибо таскать рюкзаки на высоте в четыре-пять километров над уровнем моря — то еще удовольствие! Вот и спроси: кто б меня хоть раз в жизни профинансировал, а?!

Одним словом, чего-то я сильно впоследствии пожалел, что раскошелился… Было б на кого! И посему, когда меня не так давно начали бомбардировать письмами с настойчивыми просьбами спонсировать еще одного симпатичного русскоязычного «личного ученика ринпоче», неистово грызущего гранит науки — не-не, не в жаркой Индии и не в обледеневшей гималайской пещере, а в дорогущей центральноевропейской стране, — то не выдержал и послал местное руководство на три буквы. Самый мягкий перевод моего ответа: «это его личный выбор!»

— Да хрен с ними, брат! Отдал деньги — и забудь! Не обеднеем.

— Ладно, извини! А то подумаешь, что я тебе плачусь. Ну так вот: эти примеры — всего лишь частное дело отдельных лам, монастырей и линий передач, которые за ними стоят. Гуляет, кстати, по миру такая шутка, причем сочинили ее сами тибетцы. «В Дхарамсале ты — обычный монашек, но стоит прилететь в Европу, как тебя начинают почитать словно настоящего тулку или ринпоче. А если добраться до Америки, там ты — уже целый дхармараджа!»

«Дхармараджа», между прочим, брат, переводится как «Царь Дхармы». Уловил?!

— Уловил. Смешно!

— Слушай дальше… Это же самый лама однажды не то чтобы удивил, а прям поразил меня в самое сердце! Прикинь, неожиданно объявил как-то всему честнóму народу на ретрите: «Вы не мои ученики!» Причем, прозвучало это так, типа «есть у меня пара-тройка настоящих, доверенных» (речь, кстати, шла о европейцах), а остальные — фиг поймешь!

У меня аж челюсть отвисла! Я сразу подумал: «А кто ж мы? Все четыреста с лишним человек! Богатенькие, но глупые спонсоры, которые сдуру приехали со щедрыми подношениями, чтобы отстегнуть на твои поездки, самолеты-отели, монастырь и монахов? Плюс — на твоих личных ученичков!»

Понимаешь, какое хитрое дело: действительно, если исходить из традиционных средневековых критериев, не все современные последователи того или иного ламы могут считаться его непосредственными учениками. Некоторые такого звания точно не достойны… Но, черт возьми, не все ж они — полные негодяи, раздолбаи и идиоты! Во-всяком случае, многие искренне стараются следовать любым наставлениям человека, которого почитают за своего коренного гуру и чей светлый лик держат на алтаре. Они радостно и безропотно мчатся выполнять его просьбы и пожелания, традиционным образом получают от него посвящения, принимают обеты; потом усердно делают практики и каждый день читают специальные благопожелания за его здравие. Целый год собирают по рублику, чтобы за тысячу верст смотаться на ретрит, заплатить за него, поднести ламе щедрый подарок… А еще — безвозмездно вкалывают на стройках, воздвигая очередной гар, линг, ступу или благоустраивая территорию. Или ты думаешь, что они возникают каким-то волшебным образом, за одну ночь? Не-ет, дорогой: туда вложена уйма труда учеников… ну и их средств!

Наконец — и это охрененно важно, брат! — все мы получали от этого ламы буддийское Прибежище. А в ответ… почему-то наблюдаем такой вот «чисто буддийский» кукиш. «Не ученики!» — и все тут!

Но тогда ситуация становится еще интереснее, потому что ты, как буддийский лама, вообще не имеешь ни малейшего права передавать этим сотням «посторонних людей» какие-то сокровенные учения Ваджраяны, ибо это будет диким нарушением твоих же собственных самай! Тем более — за большие деньги! И точка.

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.