💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_110.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:52. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-09-08)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/08/23
TIME: 18.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
— Когда в начале-конце шестидесятых годов высокие ламы, в одночасье ставшие беженцами, потерявшими все: монастыри, источники дохода, богатеньких купцов-спонсоров, мирян-учеников (крестьян, скотоводов и прочих), ринулись «осваивать Запад», то они, как ты знаешь, встретили самый теплый и доброжелательный прием. Чему во многом способствовала эпоха хиппи, раскрепощения, искреннего интереса к Востоку и прочая сладенькая мутотень, типа лозунгов «Люби, а не воюй» и «Все люди братья». Но для большинства тибетских учителей задача закрепления в Европе и Америке стала вопросом собственного выживания. Потому что так называемый «личный Дхарма-центр» — это всегда гарантированные подношения, толпы услужливых и восторженных учеников, непрестанное почитание, щедрое спонсирование, бесплатные еда и кров, ну и прочие преференции. В принципе — это нормальная ситуация! И я тут абсолютно не против: почему бы радушным западным людям не оказать подобный прием и не обеспечить качественные условия проживания вполне достойным учителям, так ведь?
Тем более, состояние, в котором знаменитые когда-то ламы находились после поспешного и, зачастую, панического бегства, явно нельзя было назвать благополучным. «Сегодня — мясо и сливки, ну а завтра — навоз!» — с присущей прямотой охарактеризовал их ситуацию неполиткорректный Шестнадцатый Кармапа.
Но дело в том, что далее экспансия на Запад развивалась по принципам, которые эти ламы притащили за плечами прямиком из средневекового Тибета. Как только появляется очередной «Дхарма-центр» (ашрам, линг, гар и прочее; впрочем «ашрам» я приплел зря — это термин уже из другой оперы, индуистской), которым руководит кто-то из учителей или его помощников, сразу возникают и другие, менее достойные вещи… «Близость к телу», «любимые», «первые» ученики — в противовес «не самым близким» и «не самым первым». Тут же появляются разные категории, группки, группы. Как результат, растут конкуренция, наушничание, сплетни, зависть, интриги и прочее. Стоит, даже в отсутствие «ламы-резидента», пригласить туда кого-то из учеников-монахов, пусть и западного происхождения, как становится неизбежным деление на «руководство» и «остальных». Почему-то белые, то есть западные люди устроены так, что бордовую монашескую рясу или любую другую этническо-«духовную» одежонку, накинутую на чужие плечи, почитают больше, чем реальные заслуги обычных учеников — своих же друзей и соотечественников. Прикинь: кто-то, к примеру, зарабатывает деньги и спонсирует возведение новой гомпы, другой строит ее собственными руками, третий обслуживает народ, собравшийся на ретрит, в качестве повара или уборщика; четвертый добровольно организует трансфер гостей и доставку продуктов, пятый планирует мероприятие — то есть тянет весь воз! И, тем не менее, монашеский сан, «духовные» облачения или смуглая кожа и восточный разрез глаз почему-то априорно выдаются многими за высший авторитет или синонимы святости и непогрешимости… Своего рода «расизм наоборот»!
Но время шло, и ситуация развивалась. Чтобы утвердить, упрочить личные «сферы влияния», недостаточно основать только один центр. Как и в любом бизнесе, надо непрестанно двигаться дальше! И что мы видим? Регионы, области и целые страны делятся между разными учителями; вспыхивают затаенные и замалчиваемые конфликты между школами и направлениями… Дхарма-центры растут, словно грибы после дождя, причем — не вполне мотивированно. Давай, брат, рассмотрим такой пример: представим, что ты занимаешься услугами по установке и эксплуатации кофейных автоматов. И ты окажешься очень хреновым бизнесменом, если поставишь дорогостоящий кофейный аппарат где-нибудь в отдаленном месте — скажем, на Чукотке, где, во-первых, вообще мало людей, во-вторых (что главное!) — они совсем не пьют кофе. И потом, провернув такую дорогостоящую операцию, ты ожидаешь и даже требуешь, чтобы потребители кофе из других стран поддерживали и спонсировали твой провальный проект, а в лучшем случае — тратили бешеные деньги, чтобы раз в год слетать на недельку на Чукотку и прослушать важную лекцию об употреблении и пользе кофе, дополнительно отстегнув тебе нехилые бабульки за просветительские услуги…
Почему я привел такой пример? Вот так же, с точки зрения обычной человеческой логики, я отношусь к постройкам гаров и центров где попало, да еще и в самых отдаленных местах! Например, в какой-нибудь восхитительной, но редкостной жопе на островах в Атлантике — рае для миллионеров. Или на курортике в бананово-латиномериканской республике, где уровень преступности, коррупции и наркомафии зашкаливает за двести процентов. Причем я даже не утрирую: так оно и есть! Может, с точки зрения «высшего буддийского замысла» сеть таких центров и призвана покрыть какие-нибудь там «энергетические места силы» на планете (буддисты, кстати, в подобную чепуху не верят), но, исходя из абсолютно приземленного взгляда, ничего, кроме проблем, такие прожекты не принесут!
Напомню: изначальный смысл слова «гар» — временный кочевой лагерь, а не ламские хоромы с джакузи! И зачастую населяли его даже не йогины-нгáкпы, больше сидевшие по уединенным пещерам, а так называемые «чатрáлы» — практики-кочевники. Так вот — последним вообще было запрещено задерживаться на одном месте больше нескольких дней; а список их нехитрого скарба был регламентирован до минимума.
Отсюда возникает система «пожертвований» и регулярных взносов, ну а откуда еще брать бабки-то? Казалось бы, она рассчитана на разные категории граждан: богатых, имущих, не совсем имущих и попросту бедных, поэтому вполне демократична. Однако любая система моментально делит людей на «чистых» и «нечистых». Отвалил кучу «зеленых» — получи членский билет «персонального спонсора»… Тебя с почетом усадят в удобное кресло на первом ряду, и лама будет здороваться за ручку и сладко улыбаться при общении, втайне рассчитывая на дальнейшие финансовые поступления. В одном из гаров не постеснялись как-то даже протянуть веревку между первыми и задними рядами, чтобы отделить «членов» от «нечленов».
— И так везде?
— Нет конечно! Я описываю отдельные случаи. Ты извини, что так завожусь, просто накипело и достало! Но буду справедлив: есть много порядочных и достойных учителей, которые заявляют: «Мне не нужны ваши деньги!» … «Дхарма — она для всех!»
К примеру, коренной лама Кармапы, йогин Тулку Ургьен, строил по его поручению большой монастырь в Непале. И такое распоряжение — подготовить «запасный аэродром» в нейтральном государстве — Кармапа, в силу своей невероятной ясности и предвидения, отдал задолго до того, как «Страна Снегов» накрылась большой тибетской лоханью!
Ургьену Ринпоче (замечу: он тихо-мирно просидел в уединенных ретритах аж двадцать лет и вовсе не мечтал возложить на себя хлопотные администраторские функции) приходилось непрерывно мотаться по делам туда-сюда. Вдобавок, на его плечах висела большая семья. Расстояния там приличные, учитывая сплошные горы и разбитые дороги, но великий лама ни разу, хотя был уже в возрасте, не позволил себе с комфортом прокатиться на такси (и потратить тем самым чужие деньги), а тихонько трясся в толчее и давке убогого рейсового автобусика. Или просто ходил пешком. Ну и поселился он отнюдь не в пятизвездочном отеле, не в роскошном монастыре со всеми удобствами, а в семье самой низшей касты, что-то типа местных «неприкасаемых». Между прочим, обычным людям в таких семьях не дозволялось даже выпить стакан воды! … Краткий итог: выполняя волю Кармапы, Тулку Ургьен воздвиг в Непале не один, а целых пять больших монастырей Кагью.
Его ровесник, престарелый индус Куну Лама, был выдающимся наставником и тайным мастером Дзогчена, кладезем разнообразных знаний; среди его учеников числился даже последний Далай-лама. Однажды после ретрита монахи решили сделать ему щедрое подношение, но он ответил им настолько достойно, что я запомнил это навсегда… Перескажу своими словами, а ты, Серег, мотай на ус! И у тебя еще появится возможность сравнить его ответ с тем, что творится в наше время на ретритах некоторых лам:
«Не делайте мне подношений. Мне хватает еды и питья, а больше ничего и не нужно. Я дал это учение не с целью что-то заполучить, а чтобы вы правильно занимались практикой. Я не воздвигаю монастыри, не делаю подношения статуям, поэтому попросту не нуждаюсь в деньгах. Я принимаю подношения тогда, когда у меня чего-то нет. Но когда у меня все есть, то я не могу их взять, тем более — от монахов. У меня иные представления о богатстве. Если же учить Дхарме и брать за нее деньги, то это начинает походить на бизнес. Я просто хочу, чтобы вы занимались практикой. Если же мне придется худо, и станет совсем нечего есть и пить, тогда я, возможно, действительно соглашусь что-нибудь взять».
Лицо Лени стало ��ерьезным.
— Что интересно, Куну Лама, покинувший предыдущее тело в 1977-м году, предпочел переродиться не где-нибудь в Тибете, Индии или Непале, то есть среди сородичей, а в маленькой и уютной Дании! Внезапные роды случились заснеженной зимой, во время поездки по соседней Баварии, и маме-датчанке помогал тот самый скандинавский лама, бывший боксер… Да-да, не вру: новое перерождение признал как Далай-лама, так и глава школы Сакья.
Ну ладно, давай все же вернемся из Дании к нашим баранам! Заметь: я не подсчитываю деньги в чужом кармане, но имею полное право обсуждать все это, потому что сам несколько лет был участником подобной системы. И меня она касалась лично!
Помимо прямой оплаты ретритов, ежегодных членских взносов, существует, кстати, куча других добровольных сборов — на текущие хозяйственные задачи, на сопутствующие благотворительные проекты. К примеру, несколько лет назад всем миром искали бабки на новую крышу в одном из центров; старая, мол, то ли протекает, то ли еще что. Дотошные европейцы рассчитали площадь, необходимые материалы и обозначили общую сметную стоимость. И, знаешь, брат, я с карандашиком в руке прикинул: чтобы оправдать и оприходовать такую сумму, каждый метр крыши должны были покрыть каким-нибудь сусальным золотом, аки на церквях! Не иначе!
А когда решили купить новое компьютерное «железо» для поддержки веб-трансляций, то, узнав цену вопроса, я вообще схватился за голову! Поскольку сам имею некоторое отношение к этим технологиям и могу представить — сколько реально нужно потратить на приобретение сервера, чтобы дней пять в месяц на два часа обеспечить раздачу видеоконтента в режиме онлайн, плюс — бесперебойную работу хиленького сайта… Кстати, ранее техподдержка трансляций держалась на голом энтузиазме практически единственного человека, старого «линуксоида». И ведь все работало! Правда энтузиаста-технаря Мишу, великолепного и порядочного парня, да еще и талантливого переводчика, со временем сожрали конкуренты.
Короче говоря, великий мастер Патрул Ринпоче еще в девятнадцатом веке чудесно высказался по данному поводу, и я частенько люблю его цитировать! Звучит это примерно так: «Если все, что у тебя есть, это мера чая, твое беспокойство размером с эту меру чая. Если имеется овца — то проблема уже величиною с овцу. Если есть лошадь, то…» (сам понимаешь, тему накопительства здесь можно развивать до бесконечности). Но я всегда вставляю свои пять копеек: «А если за вами числится с десяток гаров, значит вы — счастливый обладатель недвижимости!» И потом гадко хихикаю — но исключительно над тем, как современные ламы следуют мудрым советам старого нищего кочевника Патрула.
— А что за «благотворительные проекты?»
— А-а, — пренебрежительно отмахнулся Леонид. — Допустим, кидают клич: «Народ, надо срочно скинуться на поддержку начальной школы в Амдо — провести туда электричество! Ведь в ней учился наш коренной гуру!» И сердобольные дамочки-буддистки озабоченно и в унисон всплескивают холеными ручками: «Ой, детишки страдают!» … Знаешь, брат, я не против помощи как таковой; тем более, в богатенькой Европе практика благотворительности не является чем-то необычным. И даже не у самых преуспевающих людей имеются дополнительные финансовые возможности для участия в каком-нибудь необременительном проекте.
Однако я отлично знаю местные реалии: многие обожают «спасать» кого-то на другом краю планеты, ибо «это Тибет, это духовно!» Но вот только «бодхичитта» у них какая-то однобокая… К примеру, отечественный «практег», однозначно гордящийся собственной щедростью по отношению к тибетским детишечкам, хрен даст старенькой и больной бабушке-соседке лишнюю десятку на хлеб! … Понял мою мысль? «Буддисты» очень любят творить добро «где-то далеко», оперируя категориями полномасштабных «международных проектов». Но, когда возникает потребность помочь ближнему (и тому, замечу, имеется гораздо больше предпосылок, чем переводить баксы и евро незнамо кому в Тибете), тихо линяют!
Еще один из вариантов благотворительных проектов — спонсирование обучения или питания-проживания тибетских монахов. Кстати, их модные «коллеги» (наши с тобой соотечественники) тоже не отстают от современной жизни и зачастую, как рождественская елка, с ног до головы обвешаны всякими «электронными кошельками», банковскими счетами и картами, номера которых не стесняются публиковать в интернете, неназойливо напоминая мирянам о спонсорской помощи… Вот так-то!
Короче говоря, брат, всюду мы упираемся в ключевое слово — «бабки»! Допустим, почти постоянно разъезжает по миру развеселая команда монахов из одного знаменитого монастыря — куда там нашему Академическому ансамблю песни и пляски! Впрочем, их гастрольная деятельность числится по категории «ритуальные тантрические танцы»… Есть и другой вариант; лично я придумал для него офигительный термин — «летний чёс»! Помнишь еще советских полуподпольных музыкантов восьмидесятых-девяностых? Летний чёс — это гастроли какого-нибудь учителя по всем европам. Если внимательно полистать программку отдельно взятого ламы — можно долбануться: только в одной Москве на каждый божий день у него запланировано новое глобальное тантрическое посвящение! За которое, между прочим, благодарная публика отстегивает вполне реальные денежки. И неплохие!
Даже Миларепа бы такой плотный график не потянул; да и не давал тот посвящений в принципе! Сам знаешь: он больше личной практикой в пещере занимался. Короче говоря, это уже настоящая профанация! Дело в том, что каждое такое посвящение — очень ответственная штука; надо детально объяснить ученикам: что, как и почему происходит, дать соответствующие комментарии и наставления. А самое главное — ознакомить их во время посвящения с природой собственного ума. А тут с абсолютно благостным видом на арендованных стадионах или в концертных залах восседают орды донельзя счастливых чудаков (десять тысяч — только на одном стандартном выездном мероприятии с Далай-ламой), не понимающих в принципе — что творится вокруг! А потом они возвращаются в родной офис и с гордостью хвастаются коллегам: «Я тут такое немыслимое посвящение Калачакры получил — а-фи-геть! Вон у меня теперь защитная веревочка имеется!» … Глупо, да?
— Однозначно! И зачем тогда получать подобные посвящения? Какая мотивация? И какой профит?
— Существует такая хитрая фишка. Подобные учителя заявляют, что «даруют посвящения в качестве благословения»… Типа «это вы сейчас ничего не понимаете, но оно обязательно накопит вам благую карму и непременно пригодится в дальнейшем».
— А зачем вообще что-то получать, если ты не собираешься потом применять эту практику? И еще: насколько я понимаю, каждое посвящение влечет за собою определенные «нерушимые обязательства», так ведь? Ну накопишь ты эти посвящения, так ведь потом и самайи исполнять надо?
— Во-во, и я об этом же! Зачем периодически за бешеные бабки покупать импортное мыло, если ты всю жизнь бесцельно таскаешь эти дорогостоящие упаковки в кармане? Идиотизм, да?! Ведь само по себе мыло не в состоянии «отчистить неблагую карму», хоть ты усрись! Для этого надо мыться. И потому мое омраченное предположение здесь таково: подобные «посвящения ради благословения» — давняя тибетская традиция. Они давались, в первую очередь, чтобы собрать побольше пожертвований с неграмотных селян, плюс — пожизненно привязать их к тому или иному ламе. Получил посвящение — значит в нагрузку заполучи обязательства перед гуру и его «домашней» линией передачи! И теперь ты автоматически «считаешься учеником» такого-то важного ринпоче. По-моему, все гениальное — крайне просто!
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.