💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_077.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:29. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

⬅️ Previous capture (2023-09-08)

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/08/23

TIME: 18.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА В ВАДЖРНОМ КРУГЕ

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 77. ОПЕРАЦИЯ «ПРЕЕМНИК»

— А что там про «неуважение к учителю»? — ухватился я за ее слова.

— Да еще одна дерьмовая история, — Варвара отмахнулась. — Понимаешь, на самом деле, она вовсе не для твоих ушей! Но, поскольку и сама через нее прошла, и перевернула она меня сильно, надеюсь, здесь я чужих секретов не выдам…

Я приготовился слушать.

— Общий лама, что нас связывал, тогда уже в возрасте был. И учеников имел множество, по разным странам раскиданных. Однако не только их, но еще и полным-полно, скажем так, недвижимости — тоже по всему миру. То там центр построен, то там — гар…

— А что такое «гар»?

— Изначально так в Тибете назывался кочевой лагерь, который скотоводы, занимавшиеся буддийской практикой, временно разбивали возле палатки своего гуру. Дал лама учение в такой-то местности, потом переместил скудные пожитки на каком-нибудь облезлом яке в другую область — все ученики снимают свои юрты и кочуют вместе. Ну и скот гонят, раз он всю траву уже сожрал. Короче говоря, временное такое обиталище. Летний лагерь. А сейчас… сейчас это понятие на сто восемьдесят градусов перевернули, и «гаром» стали называть нечто капитальное, частенько помпезное, типа частной загородной виллы или мини-монастыря, разве что монахов там отродясь не было. Допустим, в наших скромных условиях — это выкупленный заброшенный пионерлагерь, но с последующим евроремонтом. За границей, конечно, все это выглядит гораздо роскошнее, да и масштабы побольше… Понял меня?

И, что самое главное, — понастроено этих гаров видимо-невидимо, даже в самых экзотических странах. Штук пятнадцать, наверное; если честно — не подсчитывала. А ведь учитель не может физически присутствовать во всех сразу: если и приедет туда раз в год на пять-семь дней и проведет очередной ретрит — уже хорошо! Значит, можно собрать таксу-оплату, вернее, это стыдливо называется «пожертвованиями», или «фиксированными подношениями». Уедет лама — и дальше постройки простаивают. Хотя, конечно, местные ученики там тусуются, но прибыли-то нет! А ведь их постоянно надо обслуживать, тратить деньги, вкладываться в ремонт, охрану. Есть сомнительный вариант предоставлять площади под всякие сторонние эзотерические мероприятия, к буддизму отношения не имеющие, но это сильно дискредитирует дух самого места. Все равно как если бы время от времени сдавать под пивнушку или бордель здание Эрмитажа. Хотя у нас и этим не брезгуют! Короче говоря, вначале появилась система «членских взносов»…

— Как в родном комсомоле?

— Да-да, примерно как во времена нашей молодости. Изначально ничего плохого в этом не было: все понимали ситуацию и старались поддержать Сангху, чем могли. Люди-то, занимаясь общим делом, сознательные подобрались. Это ж очень сильно объединяет, поверь! Благополучные европейцы вкладывались побольше, наши — в зависимости от финансовой ситуации. Сначала, уже не припоминаю, вроде суммы не дифференцировали; сдавали по принципу добровольности и размеров кошелька. Как утверждалось: «сумма пожертвования определяется степенью осознанности». Потом про «осознанность» почему-то подзабыли и стали выдавать «членские билеты». Затем членство поделили на «простое» (всякие там нищие студентики, пенсионеры — что с них взять); чуть выше — «расширенное»… ну или как оно там называется, я уж за давностью лет и подзабыла, «спонсорское» и так далее. Негласно считается, что чем больше ты внес, тем больше «накопил заслуг».

Недавно, кстати, краем уха слыхала отголоски очередного скандала: в руководстве возникла идея, что даже так называемых «старых членов» из-за несвоевременной уплаты взносов можно, образно выражаясь, сильно «понизить в статусе». Прикинь, какой-нибудь человек лет двадцать варился в этой системе, воодушевленно сдавал бабки на общее дело, исправно платил за участие в мероприятиях, а его — опаньки! — лишают доступа к архивным веб-материалами тех самых ретритов, на которых он же и побывал — и до копеечки оплатил! А жаловаться все равно не на кого, разве на себя: увы, «не накопил достаточно мирских заслуг»…

— К чертовой матери! — внезапно вырвалось у меня.

— Во-во… И Сережка (а он там человек новый был) вначале понемножку, потом все активнее и активнее стал против подобного коммерциализированного подхода выступать. Причем публично, то есть в интернет-рассылке, ну и на веб-форумах. И начали тогда его всячески клеймить, мол, вносит раздор в Сангху, осмеливается критиковать мудрые решения. Этим, конечно, не сам лама занимался (похоже, он вообще не в курсáх), но руководство и прочие приспешники. Однако не это было последней каплей…

— А что еще?

— Как я и сказала, учитель был у нас старенький. Со временем не станет — рухнет вся система. А ведь гары и прочие жутко дорогие центры — это собственность. И она, несомненно, на кого-то оформлена. Короче, возникла где-то в верхах идея, как метко припечатал Сережка, «Операции "Преемник"». Этот самый «преемник» и начал «Новую экономическую политику»… Последнее — тоже Серегино ёрническое определение. Помнишь еще историю СССР? НЭП — попытка большевиков в двадцатые годы ввести рыночные отношения и прочее; провалилась она, правда, с жутчайшим треском!

— И в чем она заключалась?

— В финансово-интимные подробности вдаваться не буду, но когда «преемник» (он же — родной сын самого ламы) заявил, что «взносы — это наша ряса», то очень многие ученики, как старые, так и новые, просто не выдержали, развернулись и хлопнули дверью. Самые вежливые сказали на прощание: «Спасибо, но это не для нас!» Но встречались менее корректные отзывы и комментарии. А те, кто остались, — лоб расшибали в клятвенной показной преданности к новому «гуру». Ему, кстати, тогда чуть за тридцать было; но культ личности взращивать кинулись — сам товарищ Мао отдыхал! Ибо тибетские родственные связи — это страшное дело… Вот тебе интересный пример, как наследничек пытался сбагрить среди членов общины свой подержанный драндулет. Цитирую по памяти приватное объявление… типа это «не просто автомашина», а «настоящая пещера йогина», в которой ее владелец медитировал тысячи часов во время поездок! Попутно «преемника» быстренько объявили перерождением-воплощением какого-то знаменитого учителя и…

— Тьфу, говно какое! А Сергей?

— А он и с этим сражался. Ну и много, конечно, каких гадостей выслушал в ответ. И тогда свалил! Похоже, это как раз совпало с разводом. Правда от самого учителя не отвернулся, разве что с ретритами завязал. Да и правильно! Во-первых, превратился он там в своеобразную персону нон-грата. А во-вторых — кому ж охота постоянно сталкиваться с «бывшей», да еще с ее «нынешним» и их совместным отпрыском… Короче говоря — со всем этим семейством! — Варвара поморщилась.

— Мда, приятного мало, — констатировал я. — Знаю по себе! А чего ты опять морщишься-то?

— Ну, есть тому причины, — ушла она от ответа. — Дай сначала про преемника доскажу. Итак, миновало энное количество лет… И тут внезапно свалилась на всех ошарашивающая официальная новость: «воплощенец» распространил письмо, в котором сообщил что отстраняется от дел по таким-то невнятным причинам. Не берусь утверждать, что покаялся, но типа «осознал, что…»

Одним словом, закончилась эта «операция». Исчез он с политической арены. А Сережка полностью и всюду оказался прав! Вот только уверена: обратно он, да и остальные бывшие ученики, ни ногой!

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.