💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_038.gmi captured on 2024-03-21 at 16:21:01. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

⬅️ Previous capture (2023-09-08)

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/08/23

TIME: 18.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА В ВАДЖРНОМ КРУГЕ

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 38. ГАУТАМА

Так называемая «наклонная аудитория» была большим полукруглым помещением с длинными столами и сиденьями, расположенными амфитеатром. Она оказалась практически заполненной. Я умудрился втиснуться где-то между вихрастым прыщавым юношей и толстомясой хохотушкой в ядовито-зеленых джинсах. Студентики, разложив перед собой малоизвестные мне девайсы, упоенно жали на виртуальные кнопочки. Две молодые дурочки, сидящие рядом, похоже, «чатились» друг с дружкой: во всяком случае, через каждые пять секунд после отправки очередного сообщения они переглядывались и удовлетворенно хихикали. Я заглянул через плечо и прочитал: «Ну чо, типа а он чо?»

Подзадержавшийся с кем-то в коридоре Савелий Дмитриевич стремительно влетел в аудиторию, волоча за собой все тот же потертый саквояж, и сразу замахал руками: «не вставайте…» Он уселся за столик (стул жалобно всхлипнул) и любопытствующе осмотрелся… «Всегда бы так на обычные занятия ходили!»

Я вытащил записную книжку.

— Коллеги, всем добрый день! Рад, а еще точнее — удивлен нежданным интересом к подобной специфичной теме. Но вы, профессиональные историки, не сможете считаться таковыми, если не усвоите хотя бы основные понятия, положения и пути развития буддизма — хотя бы на том примитивном уровне, на коем мы станем общаться сегодня.

Дурочка на соседнем ряду испустила глупое «гы-гы» и снова уткнулась в смартфон.

— Сразу предупрежу: я не собираюсь пользоваться конспектами, пересказывать содержимое учебников и ссылаться на общепризнанные научные авторитеты, а стану рассказывать исключительно от первого лица и исходить из личного понимания темы. Если возникнет необходимость, вы сможете подискутировать со мною после лекции или задать вопросы по ее ходу. Договорились?

В зале раздалось недружное «да-а».

— Отлично! Тогда начнем. — Савелий Дмитриевич извлек многострадальный платок и оглушительно высморкался. Затем скрутил толстыми пальцами пробку бутылки с минералкой и облегченно сделал пару-тройку громадных глотков прямо из горлышка, игнорируя заботливо поставленный студентами стаканчик.

— Исторический Будда, при рождении — Сиддхартха Гаутама, появился на свет на севере Индии, рядом с местечком под названием Лумбини, недалеко от современного Непала. И произошло это примерно 2 500 лет тому назад, ориентировочно — в 563 году до нашей эры. С некоторой долей достоверности можно определить даже конкретный день, каковым считают майское полнолуние. Спустя восемьдесят лет, в тот же самый день Будда ушел в так называемую «паринирвану», или, как предпочитают говорить буддисты, «продемонстрировал последователям непостоянство всего сущего». Говоря проще, он умер.

Тогдашнее Лумбини вовсе не было заштатным селением: в нем имелась канализация и даже вполне эффективная система отопления жилищ. Клан, который правил этой местностью, назывался Шакья, таким образом, последующее имя Сиддхартхи — «Шакьямуни» («мудрец из Шакьев») говорит о его принадлежности к данному роду.

Страна была богатой и достаточно развитой. Однако существовала небольшая проблема: жена тогдашнего царя, Майя (впоследствии, после просветления Будды, ее стали называть «Махамайя», «Великая Майя»), долго не могла забеременеть. Но однажды ей приснился странный сон, который предвещал что-то необычное. И действительно — прошли положенные девять месяцев, и она даровала миру прекрасного здорового ребенка. Легенда рассказывает, что повсюду, где ступала его нога, присутствовали необычные признаки, свидетельствующие — из ребенка получится что-то из ряда вон выходящее: он вырастет выдающимся правителем, могучим воином или, наоборот, философом и мыслителем.

Итак, первое, что мы можем с уверенностью утверждать: исторический Будда существовал на самом деле. Мы знаем даты рождения и смерти, а также не считаем его каким-то сверхъестественным существом или «богом». Он был самым обыкновенным человеком.

Род Сиддхартхи Гаутамы не являлся именно «царским». Как вы знаете, в Индии существовало деление на сословия-варны, куда входили брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры. И отец Будды был кшатрием, то есть военачальником, стоявшим во главе княжества, однако традиционно Сиддхартху называют именно «царевичем». Одним словом, он рос во дворце, окруженный заботой родителей, достатком и роскошью. Отец так любил своего сына, что не только удовлетворял его малейшие прихоти или желания, но и всячески ограждал от столкновения с ситуациями, которые могли бы как-то расстроить царевича или ввести его в уныние. В частности, царь постарался, чтобы Сиддхартху сопровождали исключительно здоровые, молодые и красивые лица: слуги, друзья и прекрасные девушки. Гаутама рос, проводя время в играх, спортивных соревнованиях, оттачивал военное мастерство (Сиддхартха, как продолжатель рода кшатриев, был отличным воином). В шестнадцать лет он женился, и у него появился сын Рахула. Так прошли первые двадцать девять лет его жизни.

Но из-за оплошностей отца и царедворцев Сиддхартхе удалось ускользнуть за пределы этой золотой клетки. Сопровождаемый своим верным другом-возницей Чанной, он несколько раз выбирался в город и последовательно столкнулся сначала с беспомощным стариком, затем — с неизлечимо больным, и под конец — увидел недвижимый и разлагающийся труп. Новые впечатления и неизбежные открытия: «Оказывается, весь окружающий мир пронизан страданием! Есть старость, есть болезни, есть смерть — и так случается с каждым живым существом», — сильно потрясли царевича и привели его ум в смятение. Наконец, во время одной из тайных поездок по городу он повстречал йогина — духовного практика, достигшего определенной степени реализации. Некоторые буддисты, кстати, утверждают, что данный йогин вообще не был, в определенном смысле, «человеческим существом». Их глаза на мгновение встретились, после чего Гаутама не мог найти себе покоя ни днем, ни ночью. Царевич, как и его семейство, конечно же был индуистом — последователем этой древнейшей достойной религии, однако и ее учение не давало ответов.

Савелий Дмитриевич сделал еще три жадных глотка. Аудитория помалкивала.

— Итак, его мучила одна и та же проблема: «Существует ли способ выхода за пределы страданий? Или же все существа вынуждены непрерывно скитаться в их круговороте, называемом сансарой?»

Духовный дискомфорт молодого царевича дошел до такого предела, что он решился на отчаянный шаг: побег из родительского дома, чтобы где-то там, вне его роскошных стен, найти единственно правильный ответ на свой вопрос. Легенда гласит, что в ночь, когда он решил уйти из города, на царя, жену Будды, всех придворных и слуг опустился призрачный сон. Сиддхартха бродил по огромным залам дворца, разглядывая лица уснувших друзей и прекрасных подруг. Даже юные девы выглядели крайне нелицеприятно: кто-то храпел, у кого-то из уголка пересохшего рта вытекала струйка слюны. Это зрелище окончательно отвратило царевича от прежней жизни: он бросил последний взгляд на жену и сына и, сопровождаемый Чанной, покинул родительский кров. На окраине они распрощались: Гаутама подарил слуге любимого коня, а также отрезал волосы — в знак отречения от своего предыдущего существования. Теперь он был абсолютно один.

Спустя некоторое время Сиддхартха повстречал пятерых саддху — так в Индии принято называть «святых» или полусвятых людей, вступивших на путь поисков истины. Все они были поглощены распространенными тогда (да и сейчас — тоже) аскетическими практиками, ведущими к дистанцированию от «мирской жизни» и умерщвлению собственной плоти. Шакьямуни быстро поддался упадническим настроениям, царившим в их маленькой группе, и поклялся не отрекаться от этого пути, пока не добьется каких-то результатов. И на протяжении пяти или шести лет будущий Будда усердно истязал свое тело голодом, экстремальными практиками и бесцельным неподвижным времяпровождением в позе лотоса — в надежде, что рано или поздно они приведут его к прозрению.

Но однажды, когда он чуть было не умер от истощения, Шакьямуни услыхал, как бродячий музыкант наставляет своего ученика: «Струны не должны быть натянуты слишком сильно, но и не должны провисать. Только тогда ты сможешь играть правильно». Этот простой совет потряс Будду: он понял, насколько невежественным и бессмысленным оказался его прежний путь! Он с отвращением скинул нищенские отрепья, хорошенько омылся в реке и привел свою внешность в порядок, а проходившая мимо крестьянская девушка напоила его молоком и дала плошку с рисом.

В тот день тридцатипятилетний Сиддхартха пообещал себе, что его дальнейшие поиски истины не будут связаны с крайностями; вот почему впоследствии такой подход был назван «Срединным путем». Новым местом для практики бывший царевич избрал рощу возле Гайи (ныне Бодхгайя — небольшой населенный пункт между Дели и ��алькуттой). Он воссел под огромным деревом, называемым «Бодхи», — судя по всему, это одна из разновидностей фикуса; его потомки произрастают и сегодня, — и провел там последние дни перед своим окончательным просветлением.

Итак, наконец-то ему было чем поделиться с этим миром! Знание, которое он обрел на своем практическом, а отнюдь не книжном опыте, отныне называлось «Четыре благородные истины» и «Четыре печати» Будды.

Савелий Дмитриевич побродил по небольшому подиуму, массируя затылок. Затем метко забросил в мусорную корзину пустую бутылку из-под минералки и тут же откупорил другую.

— Надеюсь, коллеги, вышеизложенное вам хорошо знакомо. Однако дальше наша история примет гораздо более занимательный оборот!

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.