💾 Archived View for tilde.team › ~rami › br › br_book_040.gmi captured on 2023-12-28 at 16:18:53. Gemini links have been rewritten to link to archived content
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка и непослушная дочка
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/11/23
TIME: 03.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
— Мне в ответ, как Тузик, тоже испортить воздух? — поинтересовался я.
— Не, лучше сходи на горшок, если приспичило. Слушай, что-то мы совсем в сторону ушли. Давай снова про тебя! На чем бишь остановились?
— Ну… раз уж заговорили про горшок, то с утра я как раз на него и иду. Кто решил, что в сортире нельзя заниматься практикой? «Конечно, — сказал как-то Ринпоче, — некорректно приглашать в туалет Зеленую Тару!» — а я добавлю: да и любую другую просветленную охранительницу или дакини. Зато эти обстоятельства пригодятся для иного; например, для практики очищения. Ведь пока восседаешь на толчке, вполне можешь визуализировать, что из тебя исходят не только вполне материальные субстанции, но омрачения и прочие ментальные нечистоты.
— Сам придумал?
— Не, лама подсказал… Ладно, с сортиром мы разобрались! Потом я начинаю мыться и чистить зубы. И параллельно делаю практику очищения Пяти Элементов — она сильно стабилизирует внутреннее состояние, особенно если применять визуализации. После нее идет Стослоговая. Они, признаюсь честно, Варь, включаются в уме абсолютно автоматически, даже когда руки споласкиваю. Сила привычки: наработалась… за столько лет-то! А если хочу немного усложнить задачу, когда стою под нашим самодельным душем, визуализирую, что сверху меня омывают не только потоки чистой воды, но и излучения Ваджрасаттвы.
… Так, что у нас дальше? Налил кофе, чай, взял бутерброд… Тут же произношу самую краткую формулу пуджи, которую только знаю. Провожу визуализацию очищения тремя стихиями (огнем, водой и воздухом) с произнесением соответствующих слогов. А потом приумножаю еду и питье и подношу их всем живым существам. Если не жалко тридцати секунд, могу прочитать краткую, но абсолютно полноценную ганапуджу Джигме Лингпы… Принимается?
— Ага, я тоже так делаю, — подтвердила Варя. — По идее, можно и нгакон сделать, но для этого надо преображаться, так как в нем мы работаем с основными охранителями Ати-йоги. Так что лучше не рисковать.
— Ой, запамятовал! Вот что еще хотел сказать о практике очищения Пяти Элементов. Многие не придают ей особого значения, типа это как «вступление» для основной части. Но я как-то стал разбираться, размышлять и понял, что это полноценный метод для реализации. В подробности вдаваться не буду, но подчеркну: здесь и гуру-йога, и Прибежище, и трегчо с тогелом вместе! Поэтому совокупный эффект от нее мощнейший. Кстати, это ж бонский метод, который тысячелетиями практиковали, когда о буддизме никто и не слыхивал! Я ее постоянно применяю…
— Потом расскажешь подробнее?
— Конечно. Ну вот… пока мою посуду за этими засранками, опять начитываю Ваджрасаттву. Одно другому не мешает, правда? Руки заняты, а ум-то свободен!
— Не, у меня в таких случаях чаще возникает Зеленая Тара.
— Во-во, мы как раз до нее добрались! Допустим, после завтрака намереваюсь куда-то выйти: на рыночек… или развеяться с Метелкой. Так вот, пока собираюсь, всегда читаю краткие обращения к Зеленой Таре и Марицейе — для защиты и преодоления препятствий в пути, а также их мантры действия. Элемент Зеленой Тары — воздух, свойства — подвижность, быстрота, поэтому к ней удобнее обращаться, когда «надо прямо сейчас». Ну а у Марицейи, то бишь Одзер Ченмы, основная функция как раз и есть защита в дороге. То есть получается уже двойная польза, согласна? Дочурка, между прочим, тоже не лыком шита: я ж слышу, как она под нос что-то бормочет. По-моему, с Маричи общается. Красивое, кстати, имя — очень женственное!
Ладно, идем дальше… — в прямом и переносном смысле. Закрываю двери — и так же автоматически в уме возникает уполномачивание всех сделанных практик, сопровождаемое сущностной мантрой Шести пространств Самантабхадры… Всё, можно сказать, что «домашнюю» часть практики я завершил! Но, заметь, ни минутки при этом не «сидел в лотосе» и не пытался «абстрагироваться от реальности», как это делают «суперправильные буддисты», а попутно был занят всякими полезными, хоть и сугубо бытовыми делами. Влияли ли последние на качество практики, например, на визуализации? Однозначно не влияли! Во-первых, смею уверить, что у меня «многопроцессорный мозг» — одна часть автоматически обрабатывает повседневные заботы, другая — живет сама по себе и непрестанно ждет, чтобы ее использовали — на полную мощность и в нужном направлении. Есть еще и третья часть, но она постоянно думает о девках.
— А четвертый процессор — больше о выпивке? — хихикнула она.
— Все-то ты знаешь! — быстро согласился я. — К тому же, Варь, это не Ваджраяна, а Дзогчен: здесь важна не тщательная «прорисовка» идама или дакини, а их, как бы точнее выразиться, «общее присутствие». Главное, чтобы оно было мощным и устойчивым, но, в принципе, это достаточно просто. Смотри: в низших тантрах мы «приглашаем идама», «провожаем его», занимаемся другим отвлекающим от сути практики буддийским политесом. А здесь мы знаем, что идамы и дакини неотделимы от собственной природы. И проявляются они мгновенно и спонтанно, стóит только произнести соответствующий семенной слог…
— Помнишь средневековую байку? Как один гелугпинец, сидючи в пещере, в течение нескольких лет пытался визуализировать идама; кажется, это был Ямантака. Ему очень хотелось узреть его воочию. Даже не преобразиться, а именно увидеть.
— Получилось? Не?
— Частично. Года через три он обнаружил его глаз, — усмехнулась она. — Но эту историю выдают за пример «величайшего сосредоточения».
— Ясно. «Шурик, это не наш метод»… Это ж у «правильных буддистов»! А я, смею надеяться, к ним не принадлежу. Какой-то римский папа говаривал: «Охотно верю, что все мои предшественники были непогрешимы. Но я ей-богу не таков!»
О, слушай, а вот какую историю могу привести в ответ; на грузинском, если не ошибаюсь, ответный тост называется «алаверды». Ее тоже Ринпоче рассказывал, а он был горазд на такие смешные байки, впрочем — весьма сущностные. Итак, один ученик сидел в строгом ретрите, занимаясь непрерывной и интенсивной практикой. И внезапно обнаружил перед собой огромный живот — тот находился прямо в воздухе. На следующий день — та же самая картина: висит перед глазами чье-то отвисшее брюхо! Обеспокоенный, тот прервал ретрит и побежал к гуру за наставлениями: «как избавиться от напасти?» — «Когда живот возникнет вновь, — посоветовал лама, — нарисуй на нем крест. И возвращайся!»
Тот так и сделал: едва из пространства материализовалось пузо, он углем начертил на нем крест. И снова пошел к учителю. «Раздевайся!» — коротко приказал мастер. И на животе ученика обнаружился тот самый рисунок!
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.