💾 Archived View for tilde.team › ~rami › br › br_book_055.gmi captured on 2023-12-28 at 16:19:03. Gemini links have been rewritten to link to archived content
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка и непослушная дочка
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/11/23
TIME: 03.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
Ему явно понравилась моя байка.
— Так вот, продолжу. У нобелевского лауреата по физике, старенького дедушки Гинзбурга, спросили аналогичное: «Принесли ли полеты в космос какую-то весомую пользу?» И он твердо ответил: «Нет!» — «А что тогда принесло наибольшую пользу в двадцатом веке?» — не отставал корреспондент. «Полупроводники и лазеры», — так же четко сказал академик.
— Соглашаемся, — коротко прокомментировал Лёня.
— Ага. Итак, полупроводники действительно стали гигантской прорывной технологией — последней в истории современного человечества. И я смею утверждать, что после их появления (но отнюдь не «в связи с ним»!) прогресс абсолютно зашел в тупик. Да ты взгляни сам, что происходит… Допустим, мой смартфон в тысячу раз производительнее первых компьютеров. Скорость интернет-соединений выросла на порядки. Но можно ли это назвать «прогрессом»? Можно ли утверждать, что из-за того, что человечество стало жить, общаться и перемещаться в пространстве быстрее, плюс с ног до головы обвешалось электронными бирюльками, оно стало «цивилизованнее»? Нет! … Здоровее? Счастливее? Трижды «нет»! Стало ли оно умнее, научилось ли думать? А?
— Думать — точно нет. Теперь за тебя «думает» компьютер, а то и говенный смартфон. Да и память тренировать не надо: а зачем? Воспользовался поиском в интернете — и вот он, готовый ответ!
— И мы, Лёнь, приходим к выводу, что за «прогресс» выдают сейчас не качественные, а количественные изменения. Каждый год миллионы никчемных менеджеров, дизайнеров и прочих «мерчендайзеров» впустую сжигают тонны серого вещества, озабоченные одной мыслью: как втереть потребителю новую бесполезную вещичку, тем самым повысив продажи? Как, изменив цвет или добавив одну-две лишние кнопочки, заставить народ поверить, что он покупает «уникальный» и «революционный» продукт?
Чтобы загрести побольше бабок, все средства хороши! И потому на рынок выкидываются смехотворные «инновации», типа «изогнутых мониторов», «мягких экранов», «трансформеров» и прочих «смарт-устройств». Реклама вопит из каждой дырки и щели: «В этом смартфоне задействовано не четыре, а целых шесть гигабайт оперативной памяти», — и тупое быдло рвется к прилавкам и выстраивается в гигантские очереди.
— А что такое оперативная память? — вставил Леонид. — Да и сам процессор. Это ж щепотка речного кварцевого песка, которую выпекли определенным хитрым образом. Ее цена — одна сотая цента! И напихать в смартфон можно не шесть, а восемь, двенадцать и даже больше гигабайт оперативки — техническая возможность есть, было бы желание… Но что тогда они будут втирать следующей весной? Что будут выдавать за «инновации»? Вернее — чем будут кормиться?
— Во-от! Ты же технарь, Лёнь, и потому можешь рассудить трезво: да там и двух гигабайт за глаза хватит, чтобы обеспечивать стабильную и комфортную работу самой операционной системы и прикладных программ. Если, конечно, не навешивать на первую слоновьи яйца. Ведь не секрет, что существует негласная договоренность производителей софта и железа: аппетиты программ растут год от года (хороший пример — современные игрушки или, допустим, браузеры) и требуют все больше и больше системных ресурсов. И посему на старом железе они попросту не запустятся. А потребитель, завороженный «новый функционалом» в программе, вынужден непрерывно приобретать все новые и новые девайсы.
Заметь, кстати, что время гарантированной работоспособности у техники сокращается год от года. А сами устройства зачастую вообще не подлежат обновлению или ремонту. К примеру, современный смартфон ты вообще не сможешь разобрать, а уж тем более, извлечь и поменять в нем самый критичный компонент — аккумулятор, ибо он впаян намертво.
— Сталкивался! То же самое творится со многими ноутбуками, где компоненты материнской платы заливают какой-нибудь тугоплавкой бякой.
— И, случись поломка или «запланированное устаревание», ты насильственно вступаешь в эту безумную гонку: покупаешь, покупаешь и покупаешь!
Вот еще один способ замечательного надувательства — «скоростные тарифы» на интернет-связь. «Мы дадим вам сто, сто пятьдесят мегабит в секунду!» — и пользователи послушно меняют старый тариф на новый (цена нового, как сам понимаешь, всегда будет выше). Но раньше, когда ко мне обращались с вопросом: «Какой тариф выбрать?», — я приводил один наглядный пример. Допустим, ты живешь в доме, где имеется сто квартир. К дому подведена труба сечением в квадратный метр, которая может поставлять один кубометр воды в секунду. «Мы продадим вам кубометр в секунду», — завлекают тебя рекламой. Да, пока что все правильно: действительно, если ты один из всего дома будешь открывать кран, к тебе будет поступать один кубометр воды — хоть залейся! … Правда зачем тебе такой объем, вернее — такая дикая скорость коннекта?! Куда ты так торопишься? Но дело в том, что ту же самую «трубу» продают и всем соседским квартирам. И каждая открывает личный краник… Какова будет конечная ситуация? Тоненькая струйка воды!
— Жалко, что ты не автомобилист, — продолжил мысль Леонид. — Присмотрись на досуге: насколько безликими и одинаковыми стали машины. А почему? Да потому что при проектировании все модели продувают в одной и той же трубе. А законы аэродинамики, между прочим, пока никто не отменял: существует лишь одна некая оптимальная форма, которая меньше всего сопротивляется потоку встречного воздуха. И вообще — что такое автомобиль? По сути, обычная повозка: четыре колеса, двигатель, тормоз, сиденья, багажник и крыша над головой! Но в этом гигантском бизнесе «новые модели» втирают точно так же агрессивно. Чуть изменили форму фар или бампера — все, новая модель! Добавили три лошадиные силы — выдают чуть ли не за гоночный автомобиль!
— Лёнь, так ведь и там, и тут, и повсеместно, единственный движитель торговли (когда речь идет не об удовлетворении естественных насущных потребностей в пище, одежде и крыше над головой, а о соревновании «понтов») — человеческое эго, желание «быть непохожим», обладать «эксклюзивной» вещичкой, то есть показать свою успешность и состоятельность!
Понимаешь, я ведь не против современной цивилизации. Я за то, чтобы она развивалась дальше и дальше: повышалось бы качество человеческой жизни, здоровье людей, удобство их существования. Но я смеюсь, когда за «достижения цивилизации» выдают пшик, дерьмо на палочке… Стало ли жить достойнее и счастливее человечество, обзаведясь всеми этими интернет-технологиями, смартфонами, пылесосами-роботами, машинами и сервомеханизмами? Избавилось ли оно от болезней? Накормлены ли шесть миллиардов голодных ртов? Исчезли ли неврозы и психические заболевания, связанные, в том числе, и с невозможностью достичь состояния «счастья» в мире потребления? Или, наоборот, с состоянием перенасыщения? Фиг! Говоря глобально, Лёнь, человечество окончательно избрало не те ориентиры.
— Можно иной пример потребления? Взгляни на нынешний спорт. И на так называемых «болельщиков»…
— О! И в самом деле. Вспомни, как проходили древние Олимпийские игры…
— Перво-наперво, прекращались войны. Факт!
— Да, это немаловажно. И, говоря кратко, собирался простой народ — все, кто хотел поучаствовать. Победитель получал единственную награду — лавровый венок. Плюс, естественно, всеобщее уважение. И никаких прочих бонусов. Сейчас же… ну, шире всех раздвинула девка ноги на бревне или ковре, умудрилась не упасть, и на тебе — золотая медаль, несколько сот тысяч долларов, роскошная машина, почетное место в парламенте (сам понимаешь, спортсмены — лучшие законотворцы). Или забил мячик — и ты национальный герой и гарантированный миллионер!
— «Отстоял честь страны»!
— И потому в моей голове не укладывается: почему, к примеру, педагог, взрастивший собственным примером хотя бы одного приличного и порядочного человека, не говоря уже о десятках и сотнях, не числится в героях? Врачам, ежедневно проводящим немыслимые филигранные операции, спасающим человеческие жизни, тоже ничего не светит! Ну почему-то не бегают за ними толпы фанатов, не умоляют подписать футболку или мячик. Не дарят машины, не вручают золотые медали; да и зарплата иногда — кот наплакал. За сезон спортсменка может загрести на рекламе трусов, тампонов и гигиенических прокладок миллионы, но лично я хотел бы, чтобы такие доходы были не у них, а у ученых, медиков и педагогов.
— Есть такая шутка. Вернее, какая к черту шутка — чистая правда! Раньше на трибунах восседали богатеи и смотрели, как в футбол истово сражаются бедняки. Сейчас же у «ящиков» возлежат миллиарды нищебродов с банками дешевого буторенного пива и тупо наблюдают, как миллионеры лениво гоняют мячик по полю. И как притворно корчатся «от боли», стоит им картинно споткнуться и упасть у ворот противника, вымаливая пенальти.
— Угу. А если рассмотре��ь вопрос глобальнее, Лёнь, то вообще в «героях» любой нации всегда числятся люди, одержавшие самые кровопролитные «победы». И даже потерпевшие сокрушительные, но не менее кровавые поражения: всякого рода сраные «наполеоны» и прочие «военные гении»… Но заметь, в этой когорте «победителей» мы не обнаружим ни одного, кто избежал сражения, сберег собственный народ, не пустив его в бессмысленный расход, или добился благой цели мирными путями. Мы отлично знаем имена тех ученых, кто изобрел атомную бомбу — средство всеобщего уничтожения, но навскидку не сможем назвать ни одного, кто поспособствовал глобальному развитию науки — не теоретической, а той, что принесла бы реальную и весомую пользу каждому из землян.
— А вот еще прикольная штука! Ведь «спортом» сейчас считают соревнования по компьютерным игрушкам. И, между прочим, за победу в какой-нибудь командной «стрелялке» выплачивают вполне реальные бабульки. Или возьмем тот же автоспорт. Видел, наверное, по ТВ: «ж-ж-ж», — вихрем проносятся машинки, облепленные рекламой; тысячи болельщиков заполоняют трибуны, и еще миллионы лупятся в телевизор.
— Не, ни разу. Преглупейшее занятие! Да и с телевизором проблемы: последний ушел из моей жизни вместе со второй женой — ровно тридцать лет назад. За что, кстати, весьма ей признателен. Ну а завести новый так и не удосужился. Ибо привык сам искать нужную информацию. И терпеть не могу, когда в голову ее вливают насильно.
Но вообще, ты правильно подметил, Лёнь. Соревнование технологий — мощных моторов, толстых шин со специальным протектором, горюче-смазочных веществ или компьютерных программ тоже почему-то считается «спортом». И на мой взгляд, это так же смехотворно, как и считать болельщиков на трибунах или мягких диванах «любителями спорта» или, к примеру, его «поклонниками». Если ты любишь спорт, то обязательно сам выйдешь или на стадион, или на самопальный корт! На худой конец — будешь делать зарядку и бегать трусцой в соседнем парке. И не ринешься бить морды фанатам чужой команды! А всем этим сотням миллионов болельщиков, уютно устроившимся перед телевизором, просто не хватает острых ощущений — при их-то убогом повседневном существовании. Либо дофамина, чтобы получать радость от самой жизни: от интереса к ней, от любимой работы, от полезных хобби и увлечений, от близкого общения с друзьями и любимыми…
— Зато на автогонщиков, — припомнил Леонид, — похоже, самые крупные ставки. Тотализаторы — это гигантский бизнес. Я где-то читал, что по классификации Всемирной организации здравоохранения самой сильной и вредной зависимостью считается…
— Алкоголизм! — со знанием дела подсказал я.
— Не угадал! На первом месте идет, если не ошибаюсь, игорная зависимость. На втором — табакокурение. А твой алкоголизм болтается где-то в хвосте. Так что игромания — жуткая штука!
— А знаешь, — признался я, — была когда-то у меня задумка: написать новую Хартию олимпийского движения — применительно к реалиям двадцать первого века…
— И что? Сочинил?
— Не, не потянул! Слишком уж глобальный труд. Но основные положения перечислить могу. Моя основная идея — вернуть олимпийским соревнованиям их первоначальный дух. Вообрази — собираются в отдельно взятой стране (пусть в той же Греции) все, кто может и желает поучаствовать. И каждый представляет сам себя, а не команду, федерацию, страну и прочее; чтобы не было имперских амбиций: «мы всех врагов порвали в медальном зачете!» … А то каждую победу в раздвигании ног или, скажем, в прыжках с шестом преподносят и раздувают так, будто она одержана где-нибудь в кровопролитном сражении на Перл-Харборе или в операции «Оверлорд», а не на мирных спортивных полях. Но можно ли «защитить честь державы» танцами у шеста… виноват, на ковре?
— Риторический вопросик…
— Глобальным научным открытием, которое перевернет весь мир, Нобелевской премией — однозначно!
— Ошибочка. Научные открытия принадлежат всему человечеству, а не стране или отдельной научной школе.
— Да, ты прав. К тому же, весьма сомнительно, чтобы некоторые спортсмены стремились вообще что-то «защищать», кроме своей персональной славы, кошелька и индивидуального благополучия. Почему я так считаю? А ты взгляни сам! Вырос, допустим, толковый молодой хоккеист. Куда он стремится попасть? В ту же Канаду или Америку. Футболисты и теннисисты мечтают о Европе. Завоевала какая-нибудь очередная «звезда»-однодневка золотую медаль — и рвется туда же, пока не позабыли ее имечко!
Кстати, обрати внимание еще на один факт. Лет так сорок назад фамилии спортивных знаменитостей-долгожителей десятилетиями были на слуху, их знали и почитали не меньше космонавтов. Я даже имена греческих олимпиоников, если напрягусь, могу припомнить — потому что они вписаны в мировую историю на тысячелетия.
— Люди были достойнее. Виноват, не «люди», а личности!
— И даже я таких застал… Взять ту же Катарину Витт — … ох, как я ее люблю! Жалко, попка не в моем вкусе: слегка тяжеловата! — из почившей в бозе ГДР. Прикинь, она почти десятилетие забирала все медали в фигурном катании! Потом ровно двадцать — выступала на льду в своей артистической группе, попутно стала чемпионкой мира среди профессионалов. Покинула большой лед в сорок два года! А еще — в том же возрасте снялась в «Плейбое», причем журнал умолял ее сделать голую фотосессию целых десять лет! Глянцевый выпуск стал раритетом, и за ним гоняются коллекционеры…
— Интересно было б взглянуть…
— Увы, там совсем целомудренная эротика. Но какая красавица-девчонка, да еще и умница! Журналисты прозвали ее «человеческим лицом социализма»! Или ее соотечественница — изумительная гимнастка Макси Гнаук; с лицом и фигуркой прилежной немецкой школьницы. Так та, начиная с московской Олимпиады, семь лет побеждала почти на всех соревнованиях!
— ГДР насчет спорта всегда была на первых позициях, даже я помню… — снова вставил Леонид. — Особенно в легкой атлетике!
— Лёнь, у них имелась глобальная государственная программа — детишек массово приучали к спорту с младых ногтей. Кстати, начинали не они: это еще в тридцатых-сороковых постарались… А сейчас? Слегка выросли у четырнадцатилетней девочки-чемпионки задница и ляжки — все, дорогая, проваливай с ковра или льда! Потому что тебя теснит более молодое поколение — голодное и охочее до славы, денег, почестей… Ну и где они, все эти «звезды на час», — годика так через два после «сокрушительной победы» на бревне?
Лёня отпустил весьма нецензурное словечко.
— И то верно! Итак, пусть наши новые олимпионики живут все вместе, сообща, не взирая на пол, национальность или вид спорта! И не в роскошных отелях, а по-походному — в палатках: знакомятся, общаются, завязывают дружбу. А соревнуются — без учета возраста, роста, весовых категорий. И исключительно в голом виде: так и здоровее, и эстетичнее, и прикольнее наконец! И не на вылизанных тартановых дорожках, искусственных газонах, а прямо на природе. Согласись, одно дело, когда ты плывешь по идеально гладкой поверхности бассейна, и совсем другой коленкор, когда борешься с волнами где-нибудь на взморье. А главное, Лёнчик, — ни-ка-ких «достижений цивилизации», то есть видов спорта, где задействованы технологии! Пусть соревнуются тело, ноги, мышцы, голова, а не спецматериалы и производители спортивного оборудования или экипировки… Захотел сразиться в метании копья или в стрельбе из лука — так иди и сделай его собственными руками! А потом покажи всему миру — на что горазд! Решил стать чемпионом в гребле — бери пилу, долото, фуганок и долби себе лодку или строй каноэ. Слабо?
— Тогда подкину еще одну идейку: никаких видов спорта, где меряют субъективными оценками. Допустим, всегда можно определить, кто пришел к финишу первым, так ведь? А вот на ковре, где, как ты изящно выразился, кто-то шире всех расставил ноги, победу определить куда как сложнее. Так что исключаем! Чтобы действительно было «Быстрее! Выше! Сильнее!» … Понял?
— Отлично! Обязательно учтем. И еще: никакой рекламы, спонсоров и прочей мишуры… Ну и в качестве единственной награды — традиционный лавровый венок. Но ни цента денег! Вот тогда и посмотрим — много ли осталось в жизни настоящих спортсменов? А чудесных детишек, зачатых в ходе соревнований, — ведь случатся же такие, я уверен! — определим в бесплатную олимпийскую школу, наподобие спартанской. Пусть будет хоть какая-то позитивная селекция среди дохлой и тухлой биомассы!
— Мда, братик! Похоже, мы становимся основателями нового олимпийского движения. Пьер де Кубертэн наверняка трижды повернется в могиле от зависти! А не прославимся — так посмеемся!
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.