💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_106.gmi captured on 2023-12-28 at 16:17:55. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2023-09-08)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/08/23
TIME: 18.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
Кто-то особо удачливый перехватил радиомикрофон, ходивший по рукам в огромном зале:
— Почему буддизм развился на Западе и пришел в упадок на Востоке?
— Во-первых, так предсказано Гуру Ринпоче, а ему несвойственно ошибаться, — широко улыбнулся лама. — Во-вторых, коренным образом изменилась ситуация в этих регионах. Население Индии, Китая, Японии и других стран стало более материалистичным и эгоистичным, нацеленным на обретение физических, но не духовных ценностей. В Европе же, испытавшей ужасы сразу двух мировых войн, люди наконец-то поумнели и перестали сражаться друг с другом. Им удалось выстроить относительно стабильное и социально-ориентированное гражданское общество, объединенное не только общими границами, но и схожими идеалистическими взглядами. Появились желание помогать ближним, взаимовыручка; как итог — терпимость к иным взглядам и понимание чужой ситуации.
Но главное — в западном обществе наличествует неискоренимая идея личной свободы, и потому освобождающие наставления Дхармы взросли здесь на благодатной почве. Европейцы, как никто в мире, обладают независимыми и критичными умами, склонными всегда досконально проверять любые «неопровержимые» постулаты и рано или поздно добираться до истины. Им веками прививали «религию веры», что ж: теперь настала пора «религии опыта»! Ибо буддизм учит не что думать, но как думать.
В партере встал какой-то крепкий парень. Было видно, что он смущается.
— Лама, я нарушил обет не употреблять крепкие напитки. Что мне теперь делать?
— Думаю, что ты серьезно отнесся к данному обещанию, если уж отследил момент его несоблюдения и заявил о нем публично. Все вы — мои ученики, и я был бы весьма никудышным ламой, если б не нес за вас ответственность. Поэтому это уже не твоя проблема, а моя: ведь ты брал этот обет передо мною. И считай, что он уже восстановлен! Просто постарайся воздерживаться от крепкого алкоголя в дальнейшем и не переживай.
Я аккуратно вырвал из блокнота чистую страничку, вооружился карандашом и сочинил сразу два вопроса:
1. С чего начать?
2. Как относиться к снам, в которых встречаешь учителей, принимаешь участие в посвящениях и прочем? Стоит ли доверять им?
И отправил записку по рядам. Минут через двадцать очередь дошла и до меня.
— Если ты находишься на самом старте буддийского пути, начни с того, что имелось у тебя всегда, — просветленной природы собственного ума! Для этого, кстати, вовсе не нужно занимать деньги и ехать куда-нибудь за тридевять земель, в Индию или Тибет. Не стоит также непрестанно гоняться за разными знаменитыми ламами и высокими посвящениями. Хорошей основой послужит буддийское Прибежище, общее доверие к линии Передачи и ежедневные занятия; но не такие, когда ты полностью изолируешься от общества и принуждаешь себя бормотать мантры на протяжении двадцати часов, наплевав на работу, родственников, друзей и помощь им! Наилучший подход — занятия должны быть короткими, сущностными и приносить вдохновение, а не отупение и усталость. Ты должен вставать с подушки или циновки не с ощущением: «Уф, все закончилось! Я начитал обещанные десять тысяч!» — а с воодушевлением, подъемом и желанием продолжать дальше и дальше.
Если же ты устал, взволнован или расстроен, нет нужды заставлять себя выполнять сложные визуализации, но и не стоит опускать руки. Даже простое прочтение текста практики или повторение мантры обязательно создадут защитную «масляную пленку», на которой не смогут удержаться как твои, так и чужие негативные эмоции, накопившиеся за день.
Эти советы касаются внутреннего уровня. На внешнем — не стремись штурмовать заоблачные высоты; живи в текущем моменте и делай лишь то, что, образно говоря, находится прямо перед твоим носом… Помогай ближним — действием, защитой, участием, щедростью, добрым советом, но не вовлекайся в саму ситуацию. Это тоже немаловажная часть личной повседневной практики. Например, помни, что даже твое доброжелательное и твердое рукопожатие неизменно распространяет и передает благословение линии передачи. Но руки все же при этом лучше держать чистыми.
… Соседка-хиппушка не сдержалась и громко хихикнула над шуткой ламы. Смех тут же волною распространился по ближайшим рядам.
— Да-да, — решил развить эту тему учитель. — Вы являетесь представителями нашей линии передачи и обязаны внешне и внутренне поступать так, чтобы быть ее достойными продолжателями. Вряд ли можно вдохновить своим скромным примером соседей, если вас через день будет доставлять домой полиция. Но, стоит последовать моему совету, и однажды ваша любимая мама будет изумлена: «Надо же, мой олух без напоминания сходил в магазин за продуктами!» И она подумает: «Не иначе как этот седой лама сотворил над моим непослушным сыночком пару магических пассов и оставил полицию без работы!» И тогда мама облегченно вздохнет, решив, что с вами не все так уж и плохо. Хотя это благонравное впечатление будет конечно же обманчивым! Ибо вся наша линия передачи на протяжении веков почему-то отличалась от остальных буддистов буйным и необузданным характером.
Зал засмеялся еще сильнее.
— Однако лучше всего на эту тему высказался Шестнадцатый Кармапа, который обратился к американским кагьюпинцам со следующими наставлениями. Я приведу их по памяти:
«Мои ученики должны действительно работать и заботиться о самих себе. Обладая просветляющим настроем ума, они ответственны за остальных людей и свою страну. Нераздельные с буддийской практикой, они не упускают возможностей жить на благо других и делают это всеми имеющимися способами. Надо проявлять уважение к предкам и вести достойную жизнь, чтя их традиции; полезно также подавать хороший пример следующим поколениям. Если вы действительно хотите помочь своей стране и ее гражданам, этот путь, как мне кажется, наиболее разумен. Он более осознан, чем принадлежность к той или иной партии и занятие политикой в любой ее форме. Как практикующие Дхарму, мы не отрицаем политику, но и не участвуем в этих играх.
В любой сфере деятельности всегда отыщутся люди, которым вы сможете быть полезны. Не работать — означает не принимать ответственности! Служите своему народу, стране и не ждите, чтобы они служили вам. Это тоже часть практики Дхармы.
Если вы практикующий, значит, обладаете тем, чем можно гордиться. Но встречаются люди, преподносящие себя неподобающе. Это не соответствует Дхарме — выступать аутсайдером, носить лохмотья, спутанные волосы, выглядеть как наркоман. В подобном отношении к себе нет самоуважения и уважения к Учению Будды.
Давайте же будем достойными людьми как внешне, так и внутренне. Пусть внутреннее достоинство сверкает и снаружи! Уважать себя как личность, служить стране и себе самому, носить опрятную одежду и быть нормальным человеком, — вот путь Дхармы. Как можно приносить пользу окружающим, но при этом выглядеть так, будто полностью исключил себя из социума? Это безответственно и не отражает дух Просветления»… — Так сказал сам Кармапа.
Теперь я отвечу по поводу снов. Пространство является вместилищем и содержит все, в чем ты нуждаешься. Приняв Прибежище, ты обрел тесную связь с линией Передачи и ее многочисленными учителями, а также великими йогинами — нашими предшественниками. Обладая их мощной поддержкой, ты спонтанно черпаешь из пространства любые необходимые вещи, в том числе — можешь встретиться во сне со своим ламой и даже получить от него сущностные наставления. Однако многое зависит от твоего уровня развития: поначалу весьма трудно различить обычный сон (как еще один вариант многочисленных иллюзий) и сон ясности, содержащий какие-то указующие знаки. Но в любом случае, видеть такие сны — это благословение!
࿇࿇࿇
Пользуясь небольшой паузой, пока переводчик перебирал записки, к ламе подошел очередной ученик. В это время сердобольная соседка поделилась со мною минералкой, и я, приложившись к бутылочке, рассеянно наблюдал, как он передал учителю небольшой пакет, скорее всего — какой-то подарок.
Внезапно я поперхнулся и закашлялся. Сунув хиппушке бутылку, я выдавил: «Спасибо!» — и вскочил с места… Одежда, стрижка, рост, телосложение — все напоминало Сергея! Он выглядел точно так же, как и во время нашей мимолетной встречи в московском метро. Нас разделяло метров тридцать, но я был уверен, что не ошибся! Лама обменялся с ним несколькими фразами, затем приподнялся, наклонился со сцены и прижался лбом к голове моего тезки. Так они простояли секунд пять. Затем Сергей неторопливо двинулся к дальнему запасному выходу, ведущему за сцену.
Я чертыхнулся и принялся пробираться к проходу. Это оказалось не такой простой задачей, ибо предстояло преодолеть половину длиннющего ряда. Стараясь не выпускать из поля зрения удалявшуюся фигуру, я то и дело натыкался в полутьме на бесчисленные ноги, сумки, рюкзаки и вполголоса извинялся…
Ринувшись было к зеленевшей табличке «EXIT», я все же притормозил на полпути и вернулся к сцене.
«До встречи, лама!» — произнес я на нетвердом английском и жестом указал учителю вначале на часы, затем — в сторону выхода. Тот, не прекращая говорить, уверенным и привычным движением возложил на мою коротко остриженную голову тяжелый серебряный гау.
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.