💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_042.gmi captured on 2023-09-08 at 17:45:25. Gemini links have been rewritten to link to archived content
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге
AUTHOR: Rami Rosenfeld
DATE: 14/08/23
TIME: 18.00
LANG: ru
LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0
TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature
Савелий передвигался по коридору большими скачками, радостно размахивая ридикюлем. Было очевидно, что ему не терпится выпить. Мы внеслись в преподавательскую, и он сразу же повернул ключ: «Надеюсь, что сегодня визитеров не будет!» С этими словами он уронил портфель на пол и метнулся к шкафчику. Внутри зазвенела посуда.
Мы устроились за столиком. Его украшали коньячная бутылка, шоколадка, небрежно надкусанная сразу с двух сторон; венчал картину засохший кусочек лимона на немытом блюдце. Выпили мы молча, сосредоточенно и не чокаясь. Выждав мгновение, когда коньяк наконец-то спустился вниз по пищеводу, Савелий покопался в портфеле и достал потрепанный кисет, сшитый из старых джинсов; к нему были приделаны какие-то смешные безделушки… Он набил трубку, глубоко затянулся и передал мне. Табак был отменным.
— Трубка мира, — удовлетворенно сказал он. — Кроме того, придает мужской шарм и привлекает женщин. Знаешь, в нашем возрасте чертовски не хочется спать с сорока-пятидесятилетними ровесницами-бабушками, а жутко тянет на двадцатилетних! А как еще отбить их у молодых конкурентов стареющему бородатому дядечке с полувыбитыми и прокуренными зубами? Только одним способом — не походить на всю эту современную биомассу; то есть жить «не в тренде», как они сейчас выражаются… Фу-у, до чего ж гадкое словечко! Одним словом — выглядеть архаичным, как дерьмо австралопитека. Непохожесть всегда интригует и привлекает, согласен?
Я кивнул и потянулся за бутылкой. Затем извлек из сумки аккуратно спеленутые свитки.
— Савелий, начнем с этого?
— Угу! То, что помню, — расскажу. С чем-то непонятным — порыщем по справочникам.
Я раскатал оба рулона и разложил их на соседнем столе. Савва включил настольную лампу и направил ее на изображения.
— Возраст знаешь?
— Все, что знаю, это как раз возраст; наш эксперт определил. Примерно 1 300 лет. Но одно постарше. А то, что прикрывает их сверху — моложе годков на сто.
Савелий заверил: «Знакомы мне эти развеселые картинки, сейчас найдем похожие». Он поднял седалище и принялся копаться в ближайшем шкафу. Спустя три минуты историк вытащил запыленный и достаточно потрепанный альбом огромных размеров.
— Раритетная вещь! Атлас-определитель буддийских изображений. Был на конференции в Польше, тамошние собутыльники подарили… Вроде даже как они сами буддистами оказались; честно говоря — пьян был, не помню. Отличные парни, да и пиво там замечательное! Хоть и не мое направление, но периодически просматривать его однозначно интересно, а для хорошего историка — еще и полезно.
Мы склонились над альбомом. Савелий нетерпеливо перелистывал страницы толстыми прокуренными пальцами, периодически прикладываясь к трубке. Примерно на восьмидесятой странице он резко распрямился, и мы чуть не стукнулись лбами. «Есть!» — радостно воскликнул он.
— Итак, знаешь, мой друг, что за «птичку» ты поймал? Я с возрастом стал забывать польский язык, который и так практически не знал, но все же постараюсь перевести… Это Гаруда, огромная полуптица-получеловек. В индуизме он является средством для «путешествий», перелетов различных божеств, к примеру, Вишну. В тибетском же буддизме — это самостоятельный персонаж, так называемый «идам»: гневное просветленное существо уровня Самбхогакайи. Они имеют разные формы и используются в тантрических практиках как образы, в которые перевоплощается буддист с целью реализации того или иного аспекта, присущего конкретному идаму… — Савва делал паузы, разбирая малознакомые польские слова.
— От себя могу сказать, что эти идамы одновременно и существуют, и не существуют. То есть нельзя утверждать, что в нашем мире обитает такая вот «птичка», но в то же время постулируется, что ее качества (равно как и качества других идамов) содержатся в твоей собственной просветленной природе будды. Когда ты достиг реализации практики Гаруды, то однозначно можешь проявлять его образ — перевоплощаясь в него; в основном — на уровне чистой и невероятно мощной энергии.
— И? … — мой вопрос повис в воздухе. Савва заложил кусочек бумажки на открытой странице и начал листать назад… «Сейчас, сейчас, где ж я это только что видел?»
— Ага! У разных идамов — различные функции и «роли»; всего их три. Бывают идамы мирные, несущие умиротворяющую энергию. Есть так называемые «экстатические» (от слова «экстаз») — то есть в состоянии непередаваемой радости. Ну и гневные, проявляющие себя как защитники. Они оберегают Дхарму, самих практиков-буддистов, служат для подавления негативных сущностей и преображения тревожащих эмоций. Ну… — он стал вчитываться дальше, — есть и вариации: полугневные и так далее. К тому же, идамы бывают как одиночными, так и «яб-юм», то есть изображаемые в сексуальном союзе с партнершей того же «семейства»: ваджры, лотоса и прочих…
Если интересно, могу перечислить по оглавлению (он водил по списку коричневым от никотина ногтем): Гаруда, Махакала, Симхамукха, Ваджрапани, Драгпур, Хаягрива, Ямантака — это все гневные… Симхамукха, — взгляни сам! — это «женщина» со львиной головой. И танцует она на мертвом теле — трупе побежденного желания и похоти. У Хаягривы — присутствует голова лошади и не менее устрашающая наружность, — Савелий медленно перелистывал страницы. — Ямантака похож на ужасающего быка. Вот Бернагчен, он же «Черный плащ»… Заметь, Серый: эти изображения рисуются не просто так, от балды, а служат точнейшими указателями — как именно выстраивать визуализации и осуществлять ту или иную тантрическую практику. Считается, что люди, которые создавали тханки, сами реализовали подобные проявления и доподлинно знали, как выглядит их идам.
То есть все наши рисуночки — они как бы сделаны с натуры. Здесь важна любая деталь, и у каждой имеется свой скрытый смысл. Но он расшифровывается только во время тайной устной передачи — от учителя к ученику — во время так называемых наставлений-«трилунгов»… Одним словом, Серег, не рискнул бы я заниматься подобной практикой без учителя. Да и вообще бы не рискнул! Тут, по сути, работаешь с чистой энергией, работаешь длительно и скрупулезно. Допустишь отсебятину, и ты — клиент «желтого дома»!
— Давай вернемся обратно, — нетерпеливо попросил я. — Там текста почти на страницу! Ты ж не все прочитал, так?
Савва раскрыл атлас на прежнем месте. Потом взял из ящика стола большую лупу: «Зрение садится, так удобнее»… Попутно мы сделали по большому глотку из рюмок.
— Да, ты прав. Тут куча всего интересного. Сейчас попробую перевести и пересказать своими словами… Минутку… — Он склонился над альбомом. — Одним словом, практика Гаруды не является прерогативой тибетского буддизма. Видишь ли, в чем дело: до того, как Дхарма добралась до «Страны Снегов», а это произошло примерно в восьмом-девятом веках…
— В каком-каком веке? — переспросил я. — То есть получается примерно 1 300 лет назад?
— Ага. — Он откинулся на спинку и вновь задымил трубкой, потом обтер мундштук о рукав и протянул ее мне. Вкус был вишневый: терпкий и сладкий. — Ну так вот… До этого в Тибете на протяжении примерно так двух-трех тысяч лет существовала исконная местная религия, которую называют Бон, а ее последователей — бонпо. Я мало что о ней читал, но вон на полке стоит монография, причем написанная не очередным западным никчемным «буддологом», а одним из современных тибетских исследователей, который является к тому же и аутентичным буддийским учителем. Если хочешь — возьми с собою и полистай на досуге.
Я повертел в руках книгу и сунул ее в сумку. Вытащил записную книжку и извинился: «Боюсь, все не запомню…»
— Кто-то считает Бон древнейшим (сами бонпо говорят аж о семнадцати тысячелетиях существования их традиции), темным и запутанным шаманизмом и анимизмом; другие специалисты указывают на имеющиеся в нем множественные параллели с воззрениями и путем тантрического буддизма. Одним словом, в атласе написано, что практика Гаруды была одной из главных в Боне. Но только санскритского слова «Гаруда» они не знали. Бонпо применяли его настоящее имя…
— Кьюнг! — абсолютно неожиданно выдохнул я. В ушах у меня моментально раздался тянущий и пронзительный высокочастотный свист, а воздух вокруг словно завибрировал. Я схватился руками за край стола.
Савва внимательно наблюдал за мною.
— Что такое, полковник? Фигово от коньяка? Вроде ж хороший…
Я отдышался.
— Нет, все в порядке. Давление, похоже, скачет. Погода весенняя, неустойчивая. Наверное скоро поменяется…
«Ирландец» еще раз приблизил лупу к листу и четко и раздельно произнес:
— Да. Его зовут Кьюнг.
₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪
© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.