💾 Archived View for tilde.team › ~rami › rb › rb_book_047.gmi captured on 2023-09-08 at 17:45:29. Gemini links have been rewritten to link to archived content

View Raw

More Information

-=-=-=-=-=-=-

~Rami ₪ BOOKS

רמי

SUBJECT: Бродяжка в ваджрном круге

AUTHOR: Rami Rosenfeld

DATE: 14/08/23

TIME: 18.00

LANG: ru

LICENSE: CC BY-NC-ND 4.0

TAGS: Dharma, Buddhism, Vajrayana, Dzogchen, Bon, Tibet, India, Buddha, fiction, book, philosophy, history, literature

БРОДЯЖКА В ВАДЖРНОМ КРУГЕ

₪ Вернуться к содержанию ₪

Глава 47. «ШТУРМФОГЕЛЬ»

Я дотянулся до бутылки и разлил остатки по рюмкам.

— Есть у меня тут одна студентка-пятикурсница… Знаешь, чем-то своей уверенностью (а еще точнее — самоуверенностью) и упертостью напоминает молодого Серегу на раскопках. И уже пару раз пыталась прилюдно посадить меня, да и декана, в большую-большую историческую лужу. Я — человек честный; могу признать свою некомпетентность, а вот нашему шефу подобные вещи нравятся гораздо меньше. Впрочем, экзамены сдает на «отлично», разве что на занятия почти не ходит: постоянно мотается по каким-то поездкам; ну и каждое лето пропадает «в поле», то есть безвылазно сидит в траншеях и могильниках. Имечко у нее тоже соответствующее: «Поля», стало быть Полина… Тебе б с нею пообщаться!

На вид — это маленький тщедушный цыпленок, даже воробей: весом всего под сорок пять кэгэ; с детскими икрами и стукающимися коленками. Но все это обманчиво! На самом деле, это молодой боевой петух с острыми шпорами, мощным клювом и вздорным характером… «Штурмфогель», то есть «буревестник», если не целый «Мессер»!

— Ты меня заинтриговал. Уважаю умных и увлеченных женщин! А как она тебя в лужу-то сажала?

— Да стесняюсь даже вспоминать… Идет лекция. Я, как обычно это бывает, заявился с похмела: несу всякие благоглупости вполголоса; студентам-то все эти сведения — по барабану, лишь бы зачет сдать. Ну и ляпнул что-то типа: «В линии Кармап только несколько человек не были монахами». Вижу, с последней парты тянется дистрофичная детская ручка в плетеных браслетиках-«фенечках»: «Позвольте уточнить, уважаемый Савелий Дмитриевич, монахом не был только один — Пятнадцатый Кармапа. И звали его Какхьяб Дордже». Я моментально просыпаюсь и раскрываю глаза пошире: «Полиночка, деточка, а ты-то откуда это знаешь?» Она уверенно отвечает: «Знаю!» … Читай: «я там присутствовала!»

Аудитория, не врубаясь, что к чему, начинает ржать: и не столь понятно — над ее самоуверенностью или над моей неграмотностью. Этим дебилам хоть палец покажи — они будут гоготать! Мы же начинаем препираться. Она выставляет цыплячью грудь колесом и заявляет: «Хорошо, Савелий Дмитриевич, тогда позвольте немного проверить вашу компетентность?» … И назубок, наизусть выпаливает подряд полные имена всех семнадцати Кармап. А потом ехидно так вопрошает: «Сможете повторить?»

— Какой класс! — восхитился я.

— Сереж, да ты б видел, что она творила с деканом! Словно антарктическая касатка игралась с беззащитным и слепым тюлененком — перед тем, как заглотить его целиком! Того угораздило забрести ко мне на семинар. Если честно, наш старый дед знает про буддизм только то, что он успел почерпнуть в старых советских учебниках по научному атеизму. Но гонор старого профессора и маститого доктора наук погнал шефа сражаться на том поле, которого он не знал в принципе.

Полинка как раз делала очень сложный доклад по воззрениям высших колесниц и утверждала, что на абсолютном уровне какая-то школа не признает закон причины и следствия. А у старичка всего-то и застряло в голове: «буддизм основан на понимании кармы — закона причины и следствия». И он попытался ее поправить… Ой, мамоньки, что тут было! Лучше б дед не лез! Лично я — тихо помалкивал в платочек и не вмешивался, ибо в том, что она объясняла, черт ногу сломит! Кроме того — боялся ненароком заржать и испортить весь спектакль.

— И итог?

— Полная победа! Декан был размазан, аки желток по тефлоновой сковородке. Его спасла от позора только секретарша, которая догадалась позвонить сама себе с соседней кафедры по городскому телефону, а потом заскочила в аудиторию со словами «Эфраим Исаакович, вас по межгороду…» Весь красный и всклокоченный, шеф покинул семинар со словами: «Коллега, ваша точка зрения интересна, но в корне ошибочна…»

Я хохотал, держась за живот: «Молодчина, эх, молодчина!» Вместе со мною смеялся и Савелий.

— Ага! Дед затаился на пару-тройку дней. Но когда я зашел к нему в кабинет, то узрел на начальственном столе несколько книг: справочники там всякие и прочее. Исаакович явно собрался поднакопить силенок… Не знаю, наверное решил подловить девчонку на защите диплома.

Но это еще не все! Держи другую историю. Пару лет назад (аккурат — в зимние каникулы) садимся мы со всеми желающими в поезд и едем в Питер, в Эрмитаж. Я планировал провести их по археологическим залам и учинить одну большую сквозную лекцию. Кстати, я вывозил пятый курс, а Полинка с нами напросилась: дела, мол, там у нее… «На хвоста» упала!

Все идет нормально: бродим, рассматриваем экспонаты, я попутно объясняю. Прошло часа четыре, и мы обнаруживаем, что с нами нет (и не было с самого начала) только одного человека — этой дрянной и вздорной девчонки! Начинаю дергаться: «как, где, куда пропала?» — и набираю ее по мобильному. Я ж руководителем группы был, поэтому, когда в поездку собирались, все данные, адреса и прочее на бумажке записал. Ангельский голосочек Штурмфогеля отвечает, что она находится неподалеку — на третьем этаже главного корпуса, в китайско-тибетско-монгольском отделе, где изволит «работать».

Мы гурьбой поднимаемся наверх и лицезреем незабываемую картину: вокруг тщедушного воробышка столпилась кучка тетушек-смотрительниц (кстати, им категорически запрещено покидать свои залы) и пара-тройка местных экскурсоводов. А наша голенастая курочка-третьекурсница — у нее даже косичка школьная имеется! — с гордым видом водит эту ученую шоблу мимо экспонатов и рассказывает занимательные истории, попутно раздавая замечания — где и какой именно замечен непорядок!

Пересказываю только то, что успел запомнить: «Царя Гесэра надо отнести к бонским правителям». «Вместо надписи "Маска божества для мистерии цам" уточните: "Маска Махакалы, идама линии Кагью", так вернее». «Вот эта безымянная тханка — на самом деле Ваджраварахи, "Алмазная Свинья", она же — Дордже Пхагмо»…

Но окончательно добило вражеский флот следующее… Девка помедлила, а потом выпустила последний залп из орудия крупного калибра: «Здесь, вместо "Наставник императора (примерно 12-13 век)", напишите проще: "Второй Кармапа, он же Карма Пакши: 1206-1283", ясно?»

Теперь слушай дальше, Серег! Кто-то из особо продвинутых или шибко умных экскурсоводов мужского пола попытался влезть с ехидным вопросиком: «А вы-то откуда знаете?»

Савелий в одиночку лихо дернул стопку и заржал от предвкушаемого финала истории:

— Она холодно (снизу вверх) смерила его взглядом и менторско-профессорским тоном заявила: «Ну это же общеизвестные вещи! К примеру, в указанные века пост наставника самого(!) императора мог занимать лишь человек, превосходивший его духовными заслугами. Таким духовным учителем мог быть только тибетский "лама в Черной Короне" — Кармапа. Или один из основоположников линии Сакья, Пагба-лама: они оба были приглашены императором в Китай и жили при его дворах, в Пекине и Каракоруме, практически в одно и то же время».

— Во дает! — только и смог вымолвить я.

— Да ты закусывай, Серег, закусывай… Это еще не вся потеха! Дальше наш воробышек щебечет, цитирую почти дословно:

«Обратите также внимание — внизу, у ног Кармапы, изображен сам император с женою. И они примерно в десять раз меньше, чем основная фигура: такие пропорции свидетельствуют о ее несомненной значимости. Ну а борода имелась только у одного Кармапы — Карма Пакши. А сакьяпинец был безбородым. Императора же — уточняю специально для вас — звали Хубилай. Запомните: "Кубла-хан". Или, как вариант, — это его двоюродный брат и соперник Мунке… Хроники изучать надо!»

Вот тут-то я и понял, Серый, что вся эта пресловутая рафинированная «петербургская буддологическая школа» — полное говно… по сравнению с нашей расчудесной девочкой!

Затем наглая школьница презрительно повернулась к любознательному экскурсоводу жопой, нежно подхватила меня под ручку и ласково-удовлетворенным голосочком пропела: «Пойдемте, Савелий Дмитриевич, нам тут делать больше нечего!» И вся наша группа удалилась.

Историк так мастерски изобразил высокомерный и надменный девичий тон, что мне пришлось лезть за платком! Когда смех удалось остановить, а слезы иссякли сами собой, я спросил:

— Ну так и где ее искать?

— А вот это самое сложное. Она сейчас или заканчивает диплом, или (по слухам, тот был готов еще до Нового года — и основан исключительно на ее личных полевых материалах и исследованиях) опять мечется где-то по раскопкам. Она ж немного того, одержимая! «С приветом» эта Полинка, причем с сильно долбанутым «приветом»… археологическим! Искать бесполезно: это может быть и Калмыкия, и Бурятия, либо вообще где-то за границей. Судя по всему, кто-то ее весьма неплохо спонсирует… Родители? Одним словом, пробуй отловить на факультете — по идее, она вот-вот должна объявиться.

Кстати, Серег, на самом-то деле — девка отличная и толковая! На мой недавний день рождения приперлась с подарочной коньячно�� бутылкой. Закрыла двери и сказала: «Простите меня, пожалуйста! Я-то однозначно была права. Просто вы такие вещи, по идее, и знать не должны».

«Вот же нахальная маленькая сучка», — подумал я, но бутылку все же припрятал. Поздравила, церемонно пожала ручку и распрощалась… Да, чуть не забыл: на пороге добавила: «А подарок раздéлите с каким-нибудь хорошим человеком». Ну и я ее поручение выполнил полностью: сегодня этот пузырь аккурат тебя и дождался!

— Спасибо! — я встал. — Если у тебя на сегодня все, то ты мне очень и очень помог! Дашь телефончик, Савелий? И побежал я, пожалуй…

Мы обменялись номерами. Хозяин зажег свет в прихожей… «Вот черт!» — внезапно воскликнул он.

— Что опять?

— Да у меня эта картина из головы не выходит, когда он кладку-то разломал. Кое-что еще вспомнил; наверное, это тоже важно! Дело в том, что пока я, разинув рот, перебирал камешки-цепочки-колечки, Серега опять в пролом обе руки запустил, поглубже. И так же бережно вытащил оттуда что-то такое… одним словом, непонятное.

— Как выглядело?

— Какой-то сверточек — маленький и по виду тяжелый… Сантиметров тридцать в длину и пятнадцать в ширину. Был завернут в растрепавшийся кусок шелка — тот, похоже, совсем истлел. С торцов сверху и снизу виднелись две доски. Скорее нет, не доски, а пластинки металла: они проржавевшими оказались, вот и выглядели, словно старое дерево. А между ними — ох, боюсь соврать! — что-то такое было проложено. Вполне возможно, что страницы какие-то. Рукопись? Книга? Я это краем глаза подметил… Да и вообще…

— Что?

— Здраво размышляя, он мне все колечки-побрякушки в руки ссыпал, словно любопытной обезьянке. Чтобы внимание отвлечь!

— И куда это добро задевалось?

— Он разворачивать сверток не стал. Мне… лишь показалось, что Серый, держа двумя руками, сначала на мгновение его к голове приложил. Даже не приложил, а, скорее так… движение обозначил. А потом очень тщательно упаковал в пакет. Как новорожденного пеленают. И уложил в нашу общую сумку.

— А дальше?

— А дальше я этот сверток не встречал. Кто знает: сдал он его руководителю экспедиции или…

— Не ошибаешься?

— Нет! И еще. Пока он с сумкой возился, из пролома выскользнула змейка. Внимательно на нас взглянула, тихохонько свистнула и тут же в трещинке исчезла.

— Мда… загадка на загадке. Кстати (тут я вспомнил огромный клюв и огненные сполохи в запертой квартире), хочу успокоить: мы с тобою не сошли с ума! Похоже все, о чем ты сегодня рассказывал, чистейшая правда. И там дело обстоит еще интереснее, чем мы можем предположить…

— На том спасибо, — отозвался Савелий, — успокоил! Ты клевый мужик, полковник, хоть и какой-то… необычный, — сказал он, помогая накинуть куртку. — Но алкогольный удар держишь однозначно хорошо, с достоинством! И мы еще сыграем в одной регбийной команде.

Он с удовольствием рыгнул.

— А если разыщешь моего тезку, обязательно кланяйся. Думаю, он меня помнит. Точно помнит!

₪ Вернуться к содержанию ₪

₪ Вернуться в раздел "Книги" ₪

₪ Back to home ₪

© Rami Rosenfeld, 2023. CC BY-NC-ND 4.0.