💾 Archived View for tilde.team › ~rami › purim.gmi captured on 2023-01-29 at 04:27:00. Gemini links have been rewritten to link to archived content
⬅️ Previous capture (2022-04-28)
-=-=-=-=-=-=-
רמי
SUBJECT: 16 марта 2022. После первой звезды
AUTHOR: Ita Minkin
DATE: 16/03/22
TIME: 22.00
LANG: ru
LICENSE: unknown
TAGS: philosophy, jewish, Israel, purim, hebrew, essay, literature
Пурим — это самый веселый еврейский праздник, который случается обычно именно тогда, когда каждому немножко хочется плакать — по своим причинам.
Пурим — это когда сначала тебе внутри холодно, а снаружи жарко, потом внутри жарко, а снаружи холодно, а потом всё вперемешку: и жарко, и холодно, и внутри, и снаружи.
Пурим — это понимание того, что некоторое из того, что ты утверждал раньше, немногого стоит... А что стоит? То, о чем ты слегка догадывался, но не хотел говорить.
Пурим — это когда ты вникаешь, что отсчет начинается с того момента, когда что-то происходит с тобой внутри, и ты понимаешь, что снаружи, — это дикие декорации.
Пурим — это радость со слезами на глазах, это день победы над тем, что победить пока невозможно в принципе.
Пурим — это время, когда ты осознаешь, что и «благословен «Мордехай», и проклят Аман» — это то, что сидит внутри, вместе с чебурашкой, мариванной, остапомбендером, фишелем и главнымраввиномизраиля. И каждый имеет, что сказать «завсюодессу», но в тот момент, когда лучше бы он помолчал.
Пурим — это, продираясь сквозь завалы и руины, внешние и внутренние, нащупать вслепую, ни на что не надеясь, маленькую искру радости и плакать от умиления к своей наивности.
Пурим — это тренировка на тему: «Если ты умеешь себя "накручивать", сумей себя обратно раскручивать».
Пурим — это список покупок, превышающий по длине свиток Эстер.
Пурим — это объявление об освободившейся вакансии: «Тот же я, только веселый».
Пурим — это Шушан (столица тогдашней Персии), это — Москва, это Берлин, это Нью-Йорк, это Одесса, это Бабий Яр, это Иерусалим, но Храма нет, а ты — живи!
Пурим — это бежать по лесу, обдираясь об ветки, не видя дороги, не чуя под собой ног, и вдруг очутиться над пропастью, откуда нет дороги, и обнаружить парашют за спиной, и прыгнуть, и лететь… лететь…
Пурим — это быть упрямым евреем. Упрямым в своем еврействе. Как в три года, когда тебе все говорили «не делай этого», а ты делал наоборот.
Пурим — это быть евреем. И — наперекор всему — я буду!
Так поднимем бокалы за то, что это Пурим для вас!
С Праздником!
Есфирь была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь (греч., в оригинале: Вашти), выбор его пал на Есфирь. Есфирь была не только красива, она была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.
Возвышение иудейки возбудило зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Есфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Есфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите. Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил было для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве иудеев защищаться и истребить тех, кого они считают своими врагами и кто нападал на них. В силу этого указа иудеи получили право защищаться с оружием в руках, восстали и убили множество врагов (около 70 тыс. чел.), причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.
В ознаменование этих событий (спасение от истребления) был установлен праздник Пурим.
© Ita Minkin, 2022.